16 февраля 2022
С 11 по 15 февраля в Калининградском областном музыкальном театре прошел мастер-класс по эстрадно-джазовому вокалу для артистов театра.
Групповые и индивидуальные занятия по курсу «Джазовый вокал» проводила Людмила Михайловна Подлесная — профессионал высочайшего уровня, музыкальный руководитель курса мюзикла под руководством Дмитрия Вячеславовича Белова, ГИТИС, хормейстер и педагог по вокалу популярных мюзиклов: «Красавица и Чудовище», «Зорро», «Звуки Музыки», «Русалочка», «Поющие под дождём», «Золушка», музыкальный руководитель в мюзиклах: «Энни», «Любовь и шпионаж», «Щенячий патруль», лауреат премии Карнеги холл (Нью-Йорк) — «Лучший педагог по вокалу»
Воспользовавшись приездом педагога в Калининград, мы немного пообщались с Людмилой Подлесной.
Людмила Михайловна, вы сейчас репетируете с нашими артистами новый мюзикл «Любовь в стиле джаз». Как вам работается с подобным музыкальным материалом? Ведь это, все же, самые известные мировые джазовые хиты.
Материал восхитительный, на самом деле. Я уже не первый раз с ним сталкиваюсь в разных работах. Здесь материал подобран прекрасно, с ним приятно работать. Он, конечно, требует определенного подхода, потому что стиль джаза — это свободный стиль, это стиль свинговый, когда мы немножко поем не то, что написано в нотах. В ноты смотрим, а поем по-другому. Ребятам это не сразу было понятно, но когда они почувствовали, они просто начали получать исключительное удовольствие от того, что это у них выходит. Я вижу, что у них выходит настоящая свободная история, такая человеческая история.
Джаз ведь допускает импровизацию, голосовую в том числе. Артисты этим пользуются?
Пытаются (улыбается)
И как, получается?
У кого-то получается даже довольно лихо. Кому-то сложно. Надо к этому привыкать. Для людей, воспитанных более академически, спеть мимо доли или другую ноту, где-то поимпровизировать и чуть-чуть ритмически что-то сдвинуть не всегда просто. В джазе, ведь, это в первую очередь то, что это свободные ритмы и импровизация. Далеко не все артисты готовы к этому. Просто не наслушаны. Но это дело навыка, надо много слушать. Я ребятам сказала слушать первоисточники, как это звучит, чтобы постепенно входить в эту стилистику. Не просто с такой музыкой работать, но я рада, что у многих начало получаться.
Вы же делаете скидку на то, что артисты одновременно еще и танцевать будут?
Обязательно. Мы, когда репетировали, общались с режиссером Оксаной Вячеславовной (*Оксана Холева — прим.), я, конечно же, отталкивалась от того, что она хочет в этом номере. Я всегда отталкиваюсь от пожеланий режиссера, потому что, если режиссер в данном случае хочет, чтобы артисты стояли в разных концах сцены спиной друг к другу, то я не буду давать им какую-то сложную свинговую ситуацию вдвоем, потому что это сделать очень трудно. И наоборот, если они могут друг друга видеть, воспринимать, тогда им предлагается что-то иное.
Мы все отлично знаем фильм «В джазе только девушки», по мотивам которого и ставится наш мюзикл. Вы придаете похожий характер исполнения персонажам?
Ну а как же, конечно. В фильме не так много музыки. Там буквально пару известных мелодий, а здесь полноценный мюзикл, 25 номеров. Это большая форма. И, конечно, мы искали манеру по звуку для Джо и Джерри, когда они общаются как мужчины и когда они переодеты женщинами. Мы искали этот звук, присторойку, как сделать так, чтобы их мужской голос отличался от женского. Мы не делали конкретно какой-то писклявый женский звук, но искали интересные обертоны в голосе, которые бы позволяли понять, что вот тут они общаются как женщины.
Нашли, то что искали?
Да. Отлично вышло. Ребята молодцы.
Как вам, вообще, наши артисты? Вы ведь у нас уже не в первый раз.
Ваши артисты прекрасные. На самом деле у вас очень хорошая атмосфера в труппе. Это очень важно. Они друг друга поддерживают. Конечно, как и у любых артистов, где-то есть немножко ревности. Но это всегда так. Не бывает труппы, чтобы этого не было. Но общая атмосфера в театре очень доброжелательная и приятная, рабочая такая атмосфера и труппа очень работоспособная.
Вы работали в таком большом количестве мюзиклов и в России, и зарубежом. У вас огромный опыт. На ваш взгляд, наша постановка «Любовь в стиле джаз» обречена на успех?
Я уверена, что да. Все, конечно, будет зависеть от того, какая публика придет. Если это зритель средних лет и более старшего возраста — для них эти песни родные, близкие, мы все их слушали с детства. Молодежь? Вот интересно, как молодежь на это отреагирует? Знают ли они эти песни, слышали ли их когда-то раньше? Смогут ли они их принять вместе с русским текстом? Ведь песни немножко меняются в зависимости от текста. И вот понравится ли молодежи вот этот стиль? Вот и посмотрим, когда будет спектакль.
Спасибо вам, Людмила Михайловна. Ждем на премьере.
Обязательно собираюсь приехать!
Беседовала Татьяна Вербицкая