30 июня 2019
Калининградский областной музыкальный театр впервые обратился к лирической опере П.И.Чайковского «Иоланта». Премьера спектакля состоялась в рамках XV юбилейного фестиваля искусств «Балтийские сезоны» в Калининграде в октябре 2018 года. «Иолантой» театр открывал свой 18-ый театральный сезон 2018/19 годов, в течение которого спектаклю сопутствовали только аншлаги — билеты на «Иоланту» проданы заранее и задолго до каждого показа. Три главные составляющие успеха — музыка, вокал и актерская игра — собраны в этой постановке в единый гармоничный ансамбль, в равной степени традиционный и современный. Так что «Иоланта» имеет все шансы стать одной из лучших опер на сцене Калининградского Музыкального театра. «Иоланта» стала еще одной постановкой, созданной совместно с Московским музыкальным театром «Геликон-опера». С 2001 года в рамках этого проекта на калининградской сцене были поставлены более десяти всемирно известных опер, оперетт и музыкальных спектаклей в режиссуре и под художественным руководством народного артиста России Дмитрия Бертмана. Это «Травиата» Дж.Верди и «Севильский цирюльник» Дж.Россини, «Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова и «Евгений Онегин» П.И.Чайковского, «Кармен» Ж.Бизе и «Моцарт и Сальери» на музыку Н.А.Римского-Корсакова и В.А.Моцарта, «Летучая мышь» И.Штрауса и одноактные оперетты Ж.Оффенбаха «Муж за дверью» и «Званый ужин с итальянцами», мюзикл «Хиты Бродвея» на музыку Дж.Гершвина. Художники театра «Геликон-опера», Заслуженные художники России Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева создавали сценографическое решение таких спектаклей, как «Алеко» С.Рахманинова, «Принцесса цирка» И.Кальмана и «Цыганская любовь» Ф.Легара. Творческое кураторство одного из ведущих московских театров выражается и в участии в спектаклях Калининградского музыкального известных отечественных дирижеров и вокалистов, привносящих в культурную палитру самого западного российского анклава черты и тонус столичной театральной жизни. Постановочная группа оперы «Иоланта» — режиссер Илья Ильин, дирижер Евгений Ильин («Геликон-опера», Москва) — представили романтическую историю рыцарских времен по-современному ярко и драматично. Либретто М.И.Чайковского по драме Г.Герца «Дочь короля Рене» рисует романтический и возвышенный сюжет о слепой принцессе, которая не знает о своем недуге. Король Рене (прототипами стал титульный король Прованса Рене Добрый и его дочь Иоланда) ограждает дочь от любых неприятностей и создает для нее волшебную сказку, в которой ни один человек не имеет права хоть как-то намекнуть Иоланте о ее слепоте. Но случайная встреча с рыцарем — графом Водемоном рушит все иллюзии принцессы и открывает в ее сердце новое чувство — самоотверженной любви. Чистота и нежность последней оперы П.И.Чайковского и в музыке, и в сюжете доказывают, что любовь — единственная причина прозрения, как бы это прозрение не понимать. По словам режиссера-постановщика Ильи Ильина, история Иоланты — это история ребенка-изгоя, испытывающего тотальное одиночество из-за неискренности окружающих ее людей. Ее полная зависимость от других, постоянное психологическое напряжение, подспудное ощущение лжи, отсутствие друзей и родных превращает прекрасный замок в тюрьму. Такие условия воспитания делают историю Иоланты вполне современной — впереди принцессу ждет брак по расчету ради военного союза, а ее реальность — искусственная жизнь, в которой не она устанавливает правила игры. Именно своей любовью король Рене лишает дочь правды и свободы выбора. Поэтому неудивительно и даже закономерно, что сердце Иоланты открывается навстречу тому, кто оказался с ней искренен, честен и, конечно, влюблен — рыцарю Водемону, чьи чувства непосредственны и чисты. Евгений Ильин, дирижер оперы «Иоланта»: — «Иоланта» — единственная опера Чайковского, где никто не умирает. Она невероятно позитивна. В театральной версии Калининградского музыкального театра «Иоланта» воспринимается просто и естественно, как история из нашей жизни. В ней нет излишней театральности и помпезности. Скромность и минимализм в декорациях и костюмах позволяют зрителю сконцентрировать внимание на внутреннем мире героев, их переживаниях и чувствах. Благодаря этим факторам и великой музыке П.И.Чайковского спектакль воспринимается «на одном дыхании» и никого не оставляет равнодушным. Дирижер оперы «Иоланта» Евгений Ильин отмечает, что уже в увертюре оперы есть та двойственность и тревожность, что свойственна чувствам Иоланты, несмотря на всю «сказочную» обстановку ее жизни среди слуг, ловящих каждое ее слово. В самой музыке словно постоянно звучит вопрос — что со мной? Романтизм и интровертность характера Иоланты, экспрессия выражения ее чувств во многом свойственна и самому П.И.Чайковскому. Лечением от слепоты становится не врач, не влюбленный рыцарь, а любовь как таковая, почти религиозное поклонение самоотверженному чувству. Кульминация оперы — дуэт Иоланты и Водемона, финал — ода скорее не физическому, а духовному прозрению героини. Судя по последней опере П.И.Чайковского, в которой чувство любви, не теряя драматизма, приобретает невероятную чистоту, композитор в конце жизни ощущал всю силу божественного чувства и выражал ее в музыке. Традиционное оформление оперы «Иоланта» обычно предполагает декорации сада и замка, но заслуженные художники России Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева («Геликон-Опера») создали нежный кукольный мир — комнату Иоланты, полудевушки-полуребенка. Множество разных кукол, маленькая кровать, нежные белые занавесы, скрывающие грубые кирпичные стены уже создают противоречивое чувство нежной невинности и неодолимого запрета: принцесса заперта в темнице слепоты и обмана. Появляется и сама Иоланта — такая же куколка с широко раскрытыми, но, увы, невидящими глазами. «Отчего это прежде не знала», — поет героиня в исполнении Марии Шиляевой, нежная, но в то же время наполненная жизнеутверждающей энергетикой юности. В ее героине ощущаются какие-то особые силы, которые не дают ей покоя — жажда жизни, жажда познания, затаенная жажда любви. Все это делает образ Иоланты более современным: героиня, которая ищет силу в себе самой — одна из краеугольных тем в искусстве XX-XXI веков. Веселые песенки живущих в замке девушек Бригиты — Елена Артамонова, Лауры — Ольга Литвинова и других прислужниц в замке (хор театра) не могут развеять смутную тревогу Иоланты. Забавен диалог привратника дворца Бертрана — Сергей Сельдяков и оруженосца Альмерика — Артем Хачиянц. Альмерик узнает секрет Иоланты, хотя раньше считал ее жизнь беззаботной, что демонстрирует всю противоречивость той иллюзорной сказки, в которой живет юная принцесса. Партию короля блестяще исполняет солист «Геликон-опера» Григорий Соловьев — лауреат и финалист многих международных вокальных конкурсов, исполнитель ведущих партий в самых известных операх. В партии короля Рене, которая стала для него премьерной, солист создает глубокий образ тирана и страдальца одновременно. В его голосе мощь великана, но и всех сил короля не хватает для излечения любимой дочери. Горечь бессилия сильного и властного человека — лейтмотив его арии «Господь мой, если грешен я». Мавританский врач Эбн-Хакиа в исполнении популярного солиста «Геликон-опера» Дмитрия Янковского (автора Музыкального проекта NeoClassic, участника проекта «Голос» на Первом канале) вносит в этот европейский средневековый мир интонации восточной мудрости. Он настаивает на том, что Иоланта должна узнать о своей слепоте. Ария «Два мира», исполненная его великолепным баритоном, становится источником и надежды, и краха для короля Рене. Калининградскими и московскими артистами блестяще сыграна драматическая часть спектакля, и трудно определить, что производит большее впечатление: музыка, голос или актерская игра. Комические сцены чередуются с романтическими, и публика полностью вовлечена в происходящее, ведомое гениальной музыкой П.И.Чайковского. Два рыцаря — героя выглядят как антиподы, и над их внезапным появлением в таинственном замке зрители смеются от души. Герцог Роберт — Илья Крестоверов — блестяще исполняет знаменитую арию «Кто может сравниться с Матильдой моей?», рисуя чарующе-страстный образ своей возлюбленной. В исполнении солиста «Геликон-опера» Виталия Фомина граф Водемон гораздо более романтичен и благочестив. Но, увидев Иоланту, Водемон словно превращается в пылкого Ромео: его чувствам не страшны никакие преграды, он восхищен и влюблен, как истинный благородный рыцарь. Без сомнения, кульминацией оперы стала сцена с розами, в которой Водемон, пораженный известием, что Иоланта слепа, находит в себе мужество объявить эту правду и своей возлюбленной. Белая и красная розы в руках графа, страдающего от горького открытия, изумленная Иоланта — во время этой этой пронзительной сцены зрительный зал затаил дыхание… Смущение, нежность, романтический пыл, тревога, отчаяние — Мария Шиляева и Виталий Фомин выдерживают такой высокий уровень вокальной и актерской игры, что после их диалога зал взрывается аплодисментами. В опере много современных деталей — три основных цвета, в которых выдержаны декорации и костюмы (белый, красный и черный); видео-проекции пламени (символ горя, пожирающего Рене) и гигантского глаза, когда врач говорит о возможном прозрении. Роберт и Водемон впервые появляются с фонариками в руках, Водемон изображает Матильду в виде куклы… — эти режиссерские приемы придают живость повествованию и приближают героев к зрителю. Второе действие меняет внешний вид героев — Водемон превращается в босого юношу в белой рубахе, измученного предыдущим объяснением с Иолантой, которое закончилось объятиями на пике всех возможных эмоций. Иоланта появляется в красном, уже не кукольном платье — открытие своей слепоты потрясло ее, но еще сильнее стало потрясение от чувства первой любви, которое овладело героями. Но насладиться встречей влюбленным не удается — Водемон взят под стражу, и ему грозит казнь за то, что он открыл тайну слепоты королевской дочери. Графа обступают стражники, прислужницы жмутся по углам залы — нет ничего страшнее гнева короля, ведь во всеобщем обмане живут в замке много лет. И только врач видит в этом ошеломляющем для всех событии надежду на исцеление. Врач уводит несчастную девушку, готовую на все, чтобы спасти возлюбленного от смерти: Рене обещает казнить Водемона, если Иоланта не прозреет. Любовь и желание сохранить жизнь возлюбленному столь сильны, что медицина Эбн-Хакиа помогает Иоланте: она видит. По словам режиссера, это может быть и не физическое, но духовное зрение, которое встречается очень редко у святых или в экстремальных условиях. Великолепным завершением оперы стала заключительная ария Иоланты и хора «Прими хвалу рабы смиренной» — в ее исполнении ощущения потрясения и чуда так сильны, что исходящая от нее энергия обрушивает каменную стену, символ заточения Иоланты, и влюбленные уходят к открывшемуся в проеме свету… Осенью Калининградский областной музыкальный театр впервые примет участие в IV Фестивале музыкальных театров России «Видеть музыку»: 1 октября в 19 часов калининградскую оперу П.И.Чайковского «Иоланта» увидят москвичи и гости столицы на сцене Московского музыкального театра «Геликон-опера».
Евгения Чугреева
Музыкальный журнал, № 5 (май) 2019 года, стр 30-33