МИНИСТЕРСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Войти | Регистрация
Версия для слабовидящих

Назад в СССР

09 апреля 2019

В Калининградском музыкальном театре еще одна премьера — 8 и 9 марта жители и гости города увидят мюзикл «Винил. Мир услышит нас».

Поставил спектакль режиссёр Сергей Егоров — выпускник ГИТИСа, ученик Д.А. Бертмана. На пресс-конференции, прошедшей в канун премьеры, он ответил на вопросы журналистов, рассказал о том, почему выбрал пьесу К. Шебелян, и как проходил творческий процесс, а также отметил великолепную работу актёров. В частности, он назвал наш театр уникальным явлением, не имеющим аналогов в России. Ведь его художественный руководитель Валерий Иванович Лысенко собрал замечательную труппу, которую иначе как синтетической не назовёшь, поскольку артисты прекрасно работают в различных жанрах: опере, оперетте, в драматических постановках. За время работы над мюзиклом было подготовлено два состава актёров, совершенно уникальных, т.к. «Винил» не спектакль-однодневка. С его помощью Сергею Егорову хотелось рассказать молодому поколению о времени, когда многое было запрещено, и сделать это понятно и доходчиво, без занудства и назидательности. Театр, по его словам, должен быть понятным, чтобы «режиссура не превращалась в дизайн». Театр – это, прежде всего, любовь. Любовь актёра к своей профессии, а отсюда и к зрителю. Начинать воспитывать ее необходимо как можно раньше, поэтому в спектакле задействованы учащиеся театральной студии музыкального театра. По словам режиссёра, студенты и дети отнеслись к работе очень ответственно, с большим профессионализмом. Молодёжь должна «расти на ролях», получать первоначальные навыки, играя в спектаклях.

Всего в постановке занято шестьдесят человек. Впечатляет? Так ведь и события описываются неординарные. Музыкальным языком рассказывается об эпохе «оттепели», о Всемирном фестивале молодёжи и студентов, проходившем в Москве в 1957 году. В программке, выпущенной театром, мюзикл представляется как некий комикс, составленный из «портретов времени». Что же это за портреты?

Вольнолюбивые ребята, которых было принято называть стилягами из-за непреодолимой тяги к западным ритмам и одежде, бросающей вызов общественному мнению. А они всего-то хотели создавать свою музыку, играть запрещённый в то время джаз и рассказывать всему миру о свободе. Злые КГБ-шники, тупоумные комсомольцы, послушные свистку вожатой пионеры, вечно ссорящиеся и пьющие жители коммуналки. В общем, в пьесе собраны все мыслимые и немыслимые штампы, приписываемые советской эпохе. Негатив несколько смягчён образами влюблённой девушки-комсорга, которая не идёт на сделку с собственной совестью; раскаявшейся доносчицы, встающей на защиту любимого; главного КГБ-иста, поставившего на место зарвавшегося подчинённого.

Но это не главное. Важно, что спектаклю нельзя отказать в динамике, в грамотно выстроенных мизансценах, интересных, лаконичных декорациях, в прекрасных костюмах, которые не просто радуют глаз, но и задают тон всему представлению. Как и пластическое решение музыкальных номеров, ведь актёры Калининградского музыкального театра обладают прекрасными вокальными и пластическими данными. А под руководством хореографа Оксаны Холевой они совершают просто чудеса — как во время спектакля, так и до его начала, на «танцплощадке» в фойе, где зрители могут познакомиться с артистами и потанцевать, ощутив атмосферу конца 50-х.

В спектакле вы не услышите шлягеров того времени. Из знакомого только «Взвейтесь кострами, синие ночи». Евгений Загот, написавший музыку к «Винилу», при создании песенного и танцевального ретро-материала старался «не просто стилизовать, а стилизовать с выходом в сегодняшний день, дать сегодняшнюю энергию этому ретро-шлягерному оформлению». По его словам, музыка в спектакле крутится вокруг двух полюсов. Первый – стилевой, обозначенный шлягерами 1950-1960 годов и молодёжной субкультурой того времени. Второй – тема власти. Здесь звучат довольно «жёсткие симфонические моменты». Как мне показалось, перекликающиеся с вагнеровской темой судьбы. Между этими полюсами — любовные дуэты, трио, массовые сцены. «Они написаны без каких-либо стилевых привязок», и «образуют некий пласт, безусловно, жанрового мюзикла».

Как-то на глаза попалось высказывание польского актёра и певца Дамиана Александера о том, что мюзикл представляет собой тонкую линию между опереттой и благородным драматическим театром. Я с ним полностью согласна. Получилось ли это у режиссёра и актёров Калининградского музыкального театра – решать зрителям.

Н. Гора

 

Источник : www.day-off39.ru | Выходной — отдых, развлечения и увлечения