МИНИСТЕРСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Войти | Регистрация
Версия для слабовидящих

В Музыкальном театре поставили «Иоланту»

09 апреля 2019

5 октября в Музыкальном театре состоялась пресс-конференция и прогон спектакля «Иоланта», который будет показан в рамках фестиваля «Балтийские сезоны».

Калининградцев ждёт встреча с одноименной одноактной оперой Петра Ильича Чайковского. Это последнее оперное произведение великого композитора наполнено поэтической одухотворённостью, трогательной задушевностью, что делает его одним из самых гармоничных и светлых произведений нашего великого соотечественника. В оркестровой интродукции холодное звучание духовых в низком регистре несёт в себе ощущение неясной тревоги, беспокойства, настраивает слушателя на печальную историю о девушке, которая слепа от рождения. Безрадостная темнота суждена Иоланте. Но вот вступают струнные, и с песенной мелодией скрипок, сопровождаемых мелодичным голосом арфы, в зал словно врывается поток солнечных лучей, несущий надежду на будущее. Борьбу мрака и света, являющейся основной мыслью произведения, музыканты мастерски передают под руководством главного дирижёра Музыкального театра Евгения Михайловича Ильина. В одном из своих интервью он отметил великолепно подготовленный калининградскими артистами сложнейший музыкальный материал «Иоланты», выразив благодарность руководителю хора Константину Белоногову, концертмейстерам и солистам. Магнитогорец Ильин является выпускником Гнесинки и Музыкально-педагогического института им. Ипполитова-Иванова. До московского театра «Геликон-Опера» и нашего музыкального работал дирижёром Московского областного хора под управлением А.Д. Кожевникова, руководителем и дирижёром хора «Восхождение» при МИД России, хормейстером капеллы им. Юрлова, руководителем и дирижёром «Пьеро-ансамбля». Евгений Михайлович награжден званием «Почётный деятель искусств города Москвы».

Американский композитор и певец Фрэнк Заппа однажды сказал, что говорить о музыке — все равно танцевать об архитектуре. Так что лучше приходите на премьеру и послушайте печальное ариозо Иоланты «Отчего это прежде не знала», беспечный, радостный хор девушек «Вот тебе лютики, вот васильки», нежный терцет колыбельной, суровую, скорбно-патетическую арию короля Рене, монолог  с восточным колоритом Эбн-Хакиа, страстную арию Роберта «Кто может сравниться с Матильдой моей», мечтательно поэтичный романс Водемона и многое, многое другое — они непременно найдут отклик в вашей душе.

Кроме того, постановка полна приятных неожиданностей. Во-первых, её руководителем является народный артист РФ Д.А. Бертман, во-вторых, оформление спектакля выполнено главными художниками театра «Геликон-Опера», заслуженными художниками России, лауреатами премии правительства Москвы в области культуры Игорем Нежным и Татьяной Тулубьевой, которые являются постоянными участниками московских и общероссийских выставок. Работы этих мастеров можно увидеть в различных музеях страны, в частных российских и зарубежных коллекциях. 

В-третьих, вы услышите трёх прекрасных солистов «Геликон-Опера» — Виталия Фомина (Водемон), Григория Соловьёва (король Прованса Рене), Дмитрия Янковского (мавританский врач Эбн-Хакиа). А также замечательных калининградских вокалистов:
— Илью Крестоверова (лауреата международных конкурсов, солиста ансамбля песни и пляски Дважды Краснознаменного Балтийского флота России. Это его дебют на оперной сцене и весьма удачный, он исполняет парию Роберта);
— Марию Шиляеву — Иоланту (солистку музтеатра с 2017 года, лауреата Гран-при XV Международного конкурса «У Чёрного моря» в Ялте, стипендиата фонда Рихарда Вагнера на фестивале в немецком Байройте, проходившую обучение в мастер-классе Люси Арнер «Американской оперной академии»);
— Марию Герасимову (её изумительное контральто можно было слышать в «Алеко», где она исполнила партию старой цыганки», в новом спектакле она кормилица Иоланты); 
— Сергея Сельдякова (его шикарный бас звучал в «Алеко», где он играл отца Земфиры);
— Артёма Хачиянца (в копилке этого молодого актёра большие роли: Алеко, Санчо Пансо в «Человеке из Ламанчи», Бони в «Сильве», Трике в «Евгении Онегине», Альфредо в «Летучей мыши» и др). Режиссер театра «Геликон-Опера» (он же режиссер «Иоланты») Илья Анатольевич Ильин высоко оценил великолепную игру Артёма.

В московском театре Илья Ильин ставил спектакли «Моцарт и Сальери. Реквием», «Калинка-опера», «Семь смертных грехов» (эта постановка вызвала ажиотаж в Москве, билеты были раскуплены задолго до премьеры), «Волшебная флейта» и ряд других. «Иоланта» Ильина несколько сдвинута во времени, но от этого она не стала менее интересной, актуальной. Образ главной героини даётся в движении, развитии, обогащается новым опытом в ходе быстро развивающегося действия, подтверждая слова Асафьева, что эта опера «своего рода новелла о расцветающем цветке – всепобеждающей любви девушки».

Подводя итог, хочется сказать, что репертуар Калининградского музыкальный театра пополнился ещё одним замечательным спектаклем, в котором слились «два мира – плотский и духовный – во всех явленьях бытия».

Н. Гора