МИНИСТЕРСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Войти | Регистрация
Версия для слабовидящих

ВСТРЕЧА С ТЕАТРАЛЬНЫМ КРИТИКОМ ОЛЬГОЙ ЕГОШИНОЙ

19 апреля 2019

Известный российский театральный критик, доктор искусствоведения, профессор Школы-студии МХАТ, арт-директор Фестиваля «Уроки режиссуры» Ольга Егошина приехала в Калининград в творческую командировку и познакомилась с тремя репертуарными спектаклями Калининградского областного музыкального театра — «Любить Нерона» и «Мужское танго» (автор — О.Болычева, режиссер — Е.Сафонова), а также мюзиклом для всей семьи «Виват, Мюнхгаузен!» (композитор — Е.Шашин, либретто — Е.Муравьев, режиссер Е.Мороз). …В вашем особенном городе театр взыскует быть вписанным в это особенное городское пространство. Город уютных семейных домов, ярких палисадников, заполненный в сезон и в не сезон туристами из разных стран. А ведь музыка — это универсальный язык, и Музыкальный театр вполне может стать визитной карточкой Калининграда. Музыкальные спектакли понятны и без знания текста, потому что музыка создает другую степень сценической близости и близости со зрителем. Тем более, что все предпосылки для особого места на городской карте есть. Есть молодая, яркая и работоспособная труппа. Есть свой драматург – Ольга Болычева. Есть вкус к разным жанрам и стилям. Судя по репертуару, в Калининградском музыкальном театре идет тот же процесс, что и в большом российском театре — поиски новых сцепок и сращиваний традиционного музыкального театра и драмы. Традиционные жанры музыкального театра почему-то последнее время приобретают какой-то музейный оттенок. Музыкальный театр активно ищет новые формы и идет навстречу театру драматическому. Режиссеры драматического театра все больше используют музыку в своих постановках. Например, последняя премьера в Губернском театре под руководством Сергея Безрукова — «Энергичные люди» по В.Шукшину — сделана в жанре «караоке- спектакль». Интересно наблюдать за зрителями этого четырехчасового действа, потому что очевидно, что давно знакомая и любимая песня — это прямая дорожка к зрителю. Словом, можно констатировать, что мы переживаем время мутаций: что-то из музыкального жанра ушло, а что-то только рождается. И вы стоите как раз на стыке двух эпох. Театр меняется, когда меняется актер, меняется форма актерской игры. На мой взгляд, из увиденного мною здесь рок-драма «Любить Нерона» — самый убедительный спектакль и по энергетике, и по художественной форме. Он идет уже пять лет, но совершенно не производит впечатления обветшалого. Очевидно, что в репертуаре он важен и для артистов, и для зрителей.Музыкальный и драматический жанр дается исполнителю главной роли одинаково легко, и другим актерам тоже. Хотя именно Нерон – центр постановки. Что-то было такое в уникальной личности Нерона, какая-то особая амальгама, «звуки бездны», которые привлекают к нему интерес до сих пор. «Мужское танго» — яркая и неожиданная история, в ней много забавного. И конечно, очень важно, что в вашем театре есть свой драматург — Ольга Болычева. Пожалуй, театров со своим драматургом в России сейчас больше пока нет, так что у вас — очень ценный эксклюзив. Сейчас театры пробуют самые разные варианты собственного существования, и особенно это очевидно на переходном пространстве между драмой и музыкальными жанрами. И крайне важна каждая попытка ответить на вопрос, какой театр нужен зрителям? какой театр нужен самому театру? Большие цели в искусстве по-прежнему существуют, как и энергетический обмен между артистами и зрителями. Очевидно, что ваш театр существует в стесненных финансовых обстоятельствах. Он явно нуждается в технологической помощи — в современном световом, звуковом оборудовании, в новой одежде сцены. И тут особую важность приобретает участие в фестивалях, конкурсах по грантам — не только себя показывать, но и видеть, что делают другие. Очень страшно, когда актеры превращаются в рабов и существуют в режиме «отыграл и забыл». Для зрителей также важны и привлекательны любые формы активности вокруг театра — творческие вечера, встречи, концерты, посиделки с гитарой. Сейчас в большинстве значимых театров Москвы, Петербурга, и уже в других городах стали популярны лекции по истории искусства. Именно сейчас идет очень интересный этап рождения новых театральных форм взаимодействия со зрителем. Театр становится способом общения, неким клубом близких по духу людей, а не только театром — или важно этот клуб создать. Но и – утешение, конечно, слабое, — зачастую испытания, которым регулярно подвергаются театры, способствуют концентрации в нем именно тех людей, которым театр действительно необходим.Мне кажется, что в вашем театре очень не хватает малой сцены, чтобы почувствовать другую энергетику взаимодействия с залом, поберечь связки, поэкспериментировать. Когда идут поиски и рождение нового жанра, должны быть разные площадки для этого.В Год театра гораздо больше шансов, что яркая экспериментальная заявка будет поддержана грантами. У вашего театра есть все основания для того, чтобы просить поддержки: труппа в театре сыгранная и профессиональная, есть интересные художественные решения, есть свой драматург, и зрители ваш театр очевидно любят. Мне кажется, ваш театр соответствует этому городу, он очень нужен Калининграду. Репертуар настолько разнообразен, что в нем можно найти соответствие любым зрительским запросам, вам есть что предложить. Год театра начался очень по-разному для всех, и уже очевидно, что спокойным он не будет, но все надеются, что закончится он благополучно. И кстати, торжественное закрытие Года театра с участием самых значимых для театра людей будет происходить именно в Калининграде.