МИНИСТЕРСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Войти | Регистрация
Версия для слабовидящих

«Суровый мир на пороге человеческого бунта». Интервью с художником — сценографом «Капитанской дочки» Евгением Тереховым

27 марта 2024

Каждая театральная постановка — работа целой команды. Одна из важных частей этой команды — художник — сценограф, человек, чьими глазами зритель видит спектакль, чаще всего остающийся в тени более известных коллег — режиссеров и актеров.

Каким будет визуальный образ «Капитанской дочки», о своем взаимодействии с режиссером, о символизме и конкуренции в профессии рассказал художник — сценограф Евгений Терехов — номинат Премии «Золотая маска», чьи сценографические решения можно увидеть в спектаклях МХТ им. Чехова, Театра Сатиры, Театра на Таганке, Театра «Et Cetera», а теперь и в Калининградском музыкальном театре.

 

Вы перечитывали «Капитанскую дочку» перед началом работы над спектаклем?

— Специально не перечитывал. Я больше основывался на материале, который мне предоставили: либретто, синопсис, музыка и воспоминания, конечно.

Как вы для себя определили основную идею «Капитанской дочки»? Как удалось передать это ощущение в сценографии?

— Как таковую идею я для себя не определял, если честно. Просто ловил собственные ощущения от материала. Так я всегда работаю. Идея – это скорее привилегия режиссера, либреттиста и композитора. Свои ощущения я бы выразил так – это суровый мир на пороге человеческого бунта. Если посмотреть сценографию, то это волна, которая вот-вот захлестнет страну. Предвосхищение чего-то надвигающегося, жестокого, неминуемого, которое я пытался передать.

Расскажите о символизме художественного замысла «Капитанской дочки» (знаки, предметы, явления, образы, которые имеют какой-то скрытый смысл).

— Я уже сказал про волну и ее символизм. Еще будет решетка, которая как бы должна все это сдерживать. Но она настолько большая и широкая, что тот, кому надо, пройдет и проникнет сквозь нее. Решетка имеет чисто символический смысл, но с практической точки зрения не способна ничего сдержать.

Что сложнее, создать декорации к мюзиклу или драматическому спектаклю?

— Учитываю специфику мюзикла – балет, оркестр, много танцев, движения – чаще всего к мюзиклу, потому что этот жанр предполагает зрелищность, это перемены, это яркость, это световые элементы, иногда уже вмонтированные в декорации. Всё должно быть быстро и красиво. Хотя многое, конечно, зависит от материала. Есть и драматические спектакли, которые гораздо сложнее мюзикла, а есть мюзиклы, которые  на малой сцене, на условной табуретке могут сыграть два человека и это будет гениально.

Раньше эскиз оформления сцены делался вручную, сегодня на помощь художникам пришли компьютерные программы. Какие вы видите в этом положительные и негативные стороны?

— Я вижу только положительные стороны, потому что, во-первых, это сохраняет время, во-вторых, раскрепощает. У тебя появляется масса неограниченных возможностей. Конечно, руками я тоже работаю. Но это такие черновики для личного пользования. Ну, может быть, для режиссёра. А вот создать что-то визуально красивое – это только с помощью компьютерных технологий. Это очень облегчает жизнь. Ты и свет можешь сразу поставить, и очень быстро поменять фактуры на те, которые тебе нужны. А если руками это делать, то процесс занимает кучу времени.

Вы легко освоили компьютерные технологии?

— Ну, мне пришлось (смеется). Во время учебы в Кирове на дизайнера я освоил графические редакторы. А 3D-моделирование пришлось быстро осваивать уже в процессе работы, поскольку была производственная необходимость.

Как вы ищете новые проекты? Или заказчики сами находят вас? Большая ли конкуренция в профессии?

— Конкуренция большая. Но я её не сильно ощущаю. То есть мне не приходится толкаться локтями, как-то с кем-то бороться. Чаще всего зовут сами и рекомендуют. В моем случае это больше «сарафан». С кем-то получается сработаться, как, например, с Николаем (режиссёр Николай Покотыло — прим.*). С ним мы работаем, можно сказать, постоянно. Он меня сам приглашает.

Найти своего режиссера — большая удача. Как происходят такие встречи?

— У всех происходит по-разному. Николаю Покотыло меня порекомендовал мой учитель Виктор Шилькрот  (российский сценограф, Лауреат национальной премии «Золотая Маска» (2015) — прим.*).  Он вообще много для меня сделал в плане карьерного роста. За это ему большая благодарность.

Как строится работа главного художника? Здесь первую скрипку играет режиссер?

— Для меня всегда да. Может быть многие художники со мной не согласятся. Мы как бы на равных, но я понимаю, что режиссёр всегда главный. Он – движущая сила, локомотив, за которым все мы следуем как паровозики. Бывает иногда, что подталкиваем его в нужную для нас сторону, но все равно он впереди, он тянет.

А часто приходится исправлять уже готовый проект, если режиссёру что-то не нравится?

— Иногда бывает такое, но только по обоюдному согласию. Все зависит от обстоятельств. Если это возможно переделать, то да, если нет – извините. А потом можно ведь всегда договориться, переубедить или меня, или режиссера.

В вашей работе больше художественной или технической части?

— Наверное, поровну. Но я стараюсь сейчас в техническую часть не углубляться, потому что это отдельная профессия – технолог. Я всё-таки больше за художественную сторону отвечаю, хотя вникаю и в техническую. Не слишком глубоко, но всё же. По профессии я обязан это делать.

Работа над каким спектаклем сыграла решающую роль в становлении вас как театрального художника?

— Я надеюсь, что этот спектакль еще впереди (смеется).

Несколько лет назад вы работали художником в международном цирке в Китае. Насколько для художника работа в цирке отличается от работы в театре.

— В Китае я работал в составе большой команды. Нас было несколько художников, мы создавали разные интересные «штуки». В цирке ставятся совсем другие задачи. Там не нужно искать глубоких смыслов. В отличие от театра, в цирке нет литературного и музыкального материала, который надо интерпретировать, искать философские глубины. Всё должно быть ярко и красиво, легко и весело. При этом в цирке очень важна техническая сторона. Там есть сложные конструкции, от которых зависит жизнь человека. Нельзя нарушать технические границы.

Возвращаясь к «Капитанской дочке» черно-бело-красную цветовую гамму спектакля придумали вы?

— Наверное, да, я.  Почему наверное? От режиссера исходила задача, чтобы все было строго, минималистично, но без конкретики. Мы ловим друг у друга идеи и понимаем друг друга с полуслова. Так было и с «Капитанской дочкой». Сейчас уже сложно сказать, кто из нас первый это придумал. Пусть буду я (смеется).

 

Беседовала Татьяна Вербицкая.

Фото:  с сайта goldenmask.ru