02 октября 2018
Дирижер Евгений Ильин: «В своей последней опере Чайковский выразил всепоглощающее чувство любви…»
За неделю до главной премьеры театрального сезона — оперы П.И.Чайковского «Иоланта» 7 октября — приходит черед самых насыщенных репетиций с солистами, оркестром, хором. Главный дирижер Музыкального театра Евгений Ильин («Геликон — опера», Москва) рассказал о том, почему последняя опера великого композитора так притягательна.
Для меня Чайковский, наверное, самый любимый русский композитор. В творчестве гениев завершающее произведение нередко воспринимаешь как завещание. Опера «Иоланта» — последняя в творчестве Чайковского, и в ней он выразил всепоглощающее чувство любви, которое пронизало его творчество и жизнь. Замкнутый и скромный в жизни, в музыке он мог выразить всё, что нёс в душе — любовь к Богу, к природе, к жизни, к людям. Экспрессивная романтика оперы «Иоланта» — кульминация восприятия композитором чувства любви как света, спасения, освобождения.
Музыка оперы «Иоланта», выражая простоту и чистоту романтического чувства, не теряет ни сложности, ни драматической напряженности. Арии главных героев — Иоланты и Водемона — очень сложны для исполнения, они требуют от солистов полной самоотдачи и высочайшего мастерства исполнения. Главная ария Водемона настолько сложна, что исполняется не в каждой постановке, но в калининградской «Иоланте» вы ее услышите в исполнении солиста Виталия Фомина (Москва). Режиссер постановки — Илья Ильин, руководитель постановки — Н.А.РФ Дмитрий Бертман («Геликон — опера», Москва). Калининградские артисты великолепно подготовили сложнейший музыкальный материал, особая благодарность — руководителю хора Константину Белоногову , концертмейстерам и, конечно, солистам!
Апофеоз наполненности духовной чистотой, устремленностью к свету в кульминационных ариях «Иоланты» контрастируют с другими операми Чайковского, например, с «Пиковой дамой», с «Мазепой». Впрочем, каждая его опера совершенно непохожа на другую, каждая несет собственный, уникальный смысл, образ, чувство. Арию Иоланты невозможно петь спокойно: знак вопроса звучит в каждой ноте, сказочная жизнь королевской дочери в зачарованном замке — иллюзия, которая рушится при первой случайной встрече с влюбленным рыцарем. Но в этой лирической опере Чайковский показывает, что высота духа, благочестие, способность к абсолютной любви разрушает самые непреодолимые преграды. В сказочной, идеализированной форме сюжет оперы открывает зрителям: каждый слеп по-своему, у каждого есть свои беды и горести, но единственный способ преодоления их — самоотверженная вера и безоглядная любовь.
Уже с весны солисты, хор, оркестр, цеха театра готовили премьеру оперы, вошедшую в программу юбилейного XV Фестиваля искусств «Балтийские сезоны», и репетиции близятся к завершению. Надеемся порадовать наших дорогих зрителей прекрасной оперой в начале нового театрального сезона!