20 мая 2024
27-го и 28-го апреля в Калининградском областном музыкальном театре состоялась очередная масштабная премьера – мюзикл «Капитанская дочка» композитора Евгения Загота и автора либретто, легенды отечественной сцены Карена Кавалеряна. По отношению к Калининградскому Музыкальному слова «новый амбициозный проект» звучат почти как норма, потому что других проектов в театре последнее время и нет.
В течение последних десяти лет «Капитанская дочка» А. С. Пушкина лидирует среди мюзикльных «экранизаций» – их пять, но Калининградский музыкальный выбрал для постановки версию Евгения Загота. В репертуаре театра уже идут два его пользующихся неизменным спросом у публики мюзикла – «Винил» и «Робин Гуд». Композитор не раз приезжал в Калининград и считает музыкальный театр вполне «своим» коллективом. Режиссёром его нового произведения стал Николай Покотыло, которого с Евгением Заготом связывает давнее сотрудничество: несколько мюзиклов композитора в его постановке идут в театрах России, а с замыслом «Капитанской дочки» режиссёр был знаком ещё на начальной стадии его разработки. По словам режиссёра, «Загот написал фантастически красивую, энергетически заряжённую музыку, которая звучит у тебя в голове круглыми сутками, провоцируя на эпичность былины, на множество красок, на стремление ”порвать зал”». В мюзикле можно услышать симфо-рок, фольклорные мотивы, джаз, модерновые кластеры, городской романс, бурлацкие песни… Очевидна система лейтмотивов каждого персонажа.
В пушкинском романе главенствуют две линии – романтическая любовь Петра Гринёва и Маши Мироновой и суровый мир восстания во главе с Пугачёвым. В либретто разных авторов взаимодействие героев, смыслы и акценты сюжета раскрываются в разной мере. В интер претации К. Кавалеряна судьба капитанской дочки оказывается в центре непреодолимой стихии народного бунта, словно в воронке гигантского урагана, а главным героем мю зикла становится безоглядное русское Лихо, исподволь перемалывающее судьбы и жизни.
Николай Покотыло приехал в Калининград со своей командой постановщиков: художник-сценограф Евгений Терехов, художник по костюмам Анастасия Шенталинская, художник по свету Валентин Бакоян. С принимающей стороны в творческую команду вошли балетмейстер и режиссёр Калининградского Музыкального театра Оксана Холева, а постановщиком боёв и трюков стал давний друг и партнёр театра, заведующий кафедрой сценической пластики Российского института театрального искусства ГИТИС Айдар Закиров. Музыкальная часть постановщиков – тоже калининградская: дирижёр Александр Зингер, хормейстер Алексей Родионов, музыкальный руководитель спектакля – солист театра Александр Дудницкий. В новой постановке занята почти вся труппа, задействованы все цеха театра.
Николай Покотыло: «Сцена – это увеличительное стекло, мы находим формы, которые позволяют нам добиваться результата, и результат оправдал все наши ожидания: ”Капитанская дочка” – самый дорогой и масштабный спектакль театра на данный момент. На сцене действуют более двадцати человек артистов, и по распределению каждый из них – идеальное попадание, все на своих местах: так бывает только тогда, когда художественный руководитель превосходно знает труппу. Всё совпало и сошлось, и теперь зрители должны увидеть новый мюзикл и поддаться водействию его энергетики, музыки, актёрской эмоции, истории и нашему взгляду на неё, выраженному через потрясающие сценографию, костюмы, свет…»
Кроме лаконичной сценографии (в центре сцены – волна, которая вот-вот захлестнёт страну, и решётка, которая должна её натиск сдержать) и света, рисующих борьбу стихий, огромное значение в мюзикле имеют костюмы Анастасии Шенталинской, которые она больше месяца создавала вместе с цехами театра. Несмотря на монохромную цветовую гамму с выразительными алыми акцентами (мантия, шапка, хлыст, изнанка шинелей), костюмы невероятно сложного кроя и пошива – они простёганы и украшены рукописным шрифтом того времени поэтому выглядят, как модели высокой моды на русскую тему XVIII века.
С первыми аккордами музыки в серой пелене, в безграничном то ли снежном, то ли дымном пространстве, пронизанном едва заметными лучами света, намечается опасное, тихое движение – словно змея разворачивает свои кольца после спячки. Это русское Лихо, которое так легко спутать с серыми клубами тумана и с сумеречными порывами метели, начинает свою ледяную смертельную пляску. В этом вихре юный Петр Гринёв вместе со своим слугой Савельичем встречают странного мужика, который выведет их к жилью. С каждым поворотом сюжета русское Лихо (Роберт Левен и артисты балета) всё выше и шире будет разворачивать воронку опасного вихря, сопровождая разбойников, растворяя в тумане убитых, свидетельствуя о предательствах, превращаясь то в летящее полотнище русского бунта, то в мантию царя-самозванца Емельяна Пугачёва.
Следующая сцена в трактире заставляет забыть гнетущее чувство тревоги: бравые гусары играют в карты и пьют, но их мундиры – с иголочки, их песня – стройная, как полк в маневре на параде, и мы видим восхищённого Гринёва, впервые оказавшегося в блестящей офицерской компании. В исполнении Макса Шведова Гринёв – невероятно обаятельный юноша, наивный и неискушённый. Его неопытность вызывает только растроганную улыбку, и пока невозможно представить, что встреча юного офицера с мужиком-провожатым знаменует драматическое столкновение двух стихий – тёмной силы подлости и разгула и светлой силы чести, верности долгу и самоотверженной любви. В сцене приезда Гринёва в крепость и далее эти две силы ещё идут параллельно в спектакле, и время их столкновения пока не пришло.
Гринёв прибывает в Белогорскую крепость, в которой знакомится с капитаном Мироновым – Сергей Сельдяков, с супругой его Василисой Егоровной – Вероника Оруджева, со Швабриным – Михаил Петров, который с первой встречи норовит обмануть и исказить истинную картину служивых дел, и погружается в военный быт офицера. Стёганые мундиры и женские платья в монохромной гамме в сочетании с чёрными ядрами для пушек, частоколом из прутьев и ружьями создают картину военной доблести и порядка. Ей противостоит сизый морок и багровые всполохи казачьей вольницы: бунтарские атаманы Хлопуша – Григорий Мухомедьяров, Юлдаш – Илья Рихтер, Буга – Алина Алейник в чёрно-серых полушкурах-полукафтанах и диковинных папахах с красным верхом, словно «на воре и шапка горит».
Две важнейшие сцены первого действия – встреча Гринёва с Машей и признание казаками Пугачёва Государем – оттеняют друг друга в музыке, в мизансценическом и цветовом решениях. Нежнейший романс «Отчего так бьётся сердце…», проведённый режиссёром сразу в трёх планах, трёх разных местах встреч влюблённых, сыгран артистами не просто трепетно, а почти по-детски, будто игрушечно – по словам режиссёра, «невозможно сейчас петь красиво и пафосно о безграничной любви, где-то должна быть улыбка». Дуэль Гринёва и Швабрина, оскорбившего Машу, – великолепный фехтовальный номер двух влюблённых в одну девушку мужчин и повод Гринёву сделать Маше предложение руки и сердца.
Образ Маши Мироновой воплощают две актрисы. В исполнении Марии Свежинской Маша мила, прелестна, девушка-ребёнок, её интонации легки, реакции непосредственны, она – воплощённая прелесть, не поднимается рука причинить ей зло. Юлия Русакова более темпераментная и драматичная в этой роли, её внутреннему огню невозможно не поддаться.
Настоящее зло в сюжете мюзикла – умный и злой Филарет в исполнении Олега Синицына, беглый поп-расстрига, убедивший сидевшего казака-дезертира Емельяна стать самозванцем и главарём бунтовщиков. Заячий тулупчик, пожалованный мужику Гринёвым, спасительный нечаянный подарок, превращается в красное облачение в тот миг, когда Пугачёв решится выйти к беглым казакам как Государь, а Лихо «взметнётся» вверх по серой вертикальной решётке, там и здесь перечеркивающей дымное небо. В мюзикле не раз зазвучит разбойничья песня, написанная по мотивам народной присказки, которую А. С. Пушкин приводит в романе: «Мой первый друг – булатный нож, он на врагов наводит дрожь…» Массовую сцену удалой пляски со своим вожаком повторяет серое, шипящее поодаль Лихо, и заметнее станет застывшая серая волна под ногами, ледяное цунами – символ кренящегося, ринувшегося в пропасть мира.
Самая трагическая, исполненная подлинного драматизма сцена первого действия – штурм Белогорской крепости, идущий с нарастающим темпом: прощание капитана Миронова с супругой, которое артисты прожили так тепло и достойно, что слёзы наворачивались на глаза; вихрь Лихо и атака разбойников; противостоящие нападению фигуры офицеров в светлых тонах – шквал звучания духовых инструментов сопровождает величественное появление самозванца в алой мантии и шапке.
Александр Дудницкий в роли Пугачёва – настоящее открытие для всех: его персонаж – мощная личность, гипнотически влияющая на толпу, и одновременно – умный и ироничный мужик, временами – хитрый, временами – добродушный. Раскатистый баритон, повелительные жесты, хитрый прищур: Александру Дудницкому удалось создать образ неординарного человека, сильного духом, мощного телом, достигающего всех высот и низин души на пике своей Судьбы. В вокальной партии Пугачёва – большой диапазон, требующий и басовых низов, и баритональных верхов, и объёма голоса, и мастерства исполнения. Всё это у артиста представлено с избытком, поэтому его герой и воспринимается как воплощение народного, национального характера, способного на поступки, изменяющие судьбы тысяч людей. Разбойная свита швыряет перед самозванцем на землю пленников, а он, как кажется на первый взгляд, ослеплённый торжеством кровавой победы, находит в себе мужество в разгар жестокой расправы и казней проявить милосердие и пощадить Гринёва.
Не менее интересен и образ Савельича в исполнении Николая Перлухина. В служении своему барину сердце старого слуги не знает страха, он в любую минут готов умереть за вверенное ему «неразумное дитя». Тема служения – Государыне ли, самозванцу ли, господам или своим интересам – одна из важнейших в спектакле: чем меньше человек думает о себе и способен положить «жизнь за други своя», тем счастливее складывается его судьба, и в этом явно прочитывается авторская воля Александра Сергеевича Пушкина.
Второе действие начинается с энергичного номера вышколенных штабных офицеров – белые парики, мундиры, перчатки и строевой шаг-танец. Во главе штаба – само воплощение ума государственных масштабов, хитрости и воли, олицетворение галантного века с указкой в руках, практически вальсирующий вокруг карты военный действий полковник Раевич в блестящем исполнении Руслана Омирова, которому освобождённый Пугачёвым Гринёв докладывает о взятии Белогорской крепости.
От сцены к сцене мы видим взросление персонажа Макса Шведова: он не присягнул Пугачёву под страхом смерти, а теперь ему предстоит спасти невесту из лагеря повстанцев. Возвращаться к пугачёвцам – безумие, но Машино письмо не оставляет ему выбора: любимой грозит венчание со Швабриным. Гринёв-Шведов каждую секунду проживает жизнь своего персонажа на таком накале эмоций, так искренне и достоверно, что мы «видим» малейшие движения его души и не можем не сочувствовать его любви, его смелости и чистоте сердца. Ария «Дай мне шанс…», обращённая к Богу или Судьбе и завершающаяся сценой очередного пленения, великолепно передаёт отчаянную решимость Гринёва.
Швабрин в исполнении Михаила Петрова – многоплановый, неоднозначный персонаж. У Пушкина он предстаёт настоящим романтическим злодеем. В первоначальном варианте романа А. С. Пушкин хотел объединить черты характера Гринёва и Швабрина в одной личности, и к такому решению ближе образ Швабрина в калининградском мюзикле. Присягнув Пугачёву, удерживая в плену Машу и принуждая её к венчанию, он, тем не менее, испытывает муки совести от низости своих поступков и перед угрозой смерти способен просить прощения у тех, кому причинил боль. В либретто нет образа Государыни, которая милует Гринёва, обвинённого в измене, – обвинения с него снимает Швабрин своим искренним раскаянием накануне гибели: «Я проклят, я сам от себя вас избавил…» Его слова «Гринёв невиновен в измене» – кульминационная сцена и самая эмоционально высокая нота в мюзикле. Соответствует ей в многоплановой музыкальной драматургии ария Пугачёва накануне казни. Ещё одна мощнейшая сцена – в финале, когда ядро-голова Пугачёва катится по наклонной сценической волне, а Лихо «сползает» с высот на землю, и над головой Гринёва взмывает в небеса свободы решётка тюрьмы…
Новый спектакль к пушкинскому юбилею убеждает в том, что над грозой сурового бунта, сметающего всё на своем пути, есть и высшие силы – милосердие, справедливость, честь и совесть, и свет этих сил озаряет души и спасает судьбы в непроглядном мраке.
Текст: Евгения Чугреева
Источник: «Музыкальный журнал» выпуск № 2 2024 г.