МИНИСТЕРСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Войти | Регистрация
Версия для слабовидящих

Николай Покотыло: «Кто хочет увидеть, тот увидит. И поймет»

30 апреля 2024

30 апреля 2024

Интервью режиссера-постановщика мюзикла «Капитанская дочка» о зеркале Пушкина, гигантомании и цикличности истории.

27-28 апреля 2024 года в Калининградском областном музыкальном театре состоялась премьера мюзикла «Капитанская дочка», работы яркой, талантливой, полной метафор и находок. После сдачи спектакля корреспондент портала «Выходной» Виктория Берг побеседовала с режиссером Николаем Покотыло, номинантом «Золотой маски» и лауреатом «Звезды Театрала».

Николай, почему для постановки была выбрана именно «Капитанская дочка», ведь у Пушкина, юбилей которого отмечают в России, есть и другие произведения?

Месяцев десять назад мне позвонил Евгений Загот, автор этого мюзикла, с которым мы сотрудничаем не первый раз. До этого я поставил три его спектакля: «Винил», «Волшебник Изумрудного города», «Вий». Я давно мечтал о «Капитанской дочке», потому что познакомился с этим произведением, можно сказать, еще до его рождения — Евгений показывал демо нескольких номеров, когда было написано процентов тридцать всей музыки. И уже тогда я понял, что это будет очень интересное, мощное произведение. Вот поэтому, когда он позвонил и спросил, интересно ли мне, я сказал: «Конечно же, мне это интересно». Ответил так, совершенно не зная Калининградский музыкальный театр, но понимая, что Евгений плохого не посоветует. И вот спустя почти год у нас премьера.

 

На какую аудиторию рассчитана постановка?

Ну, я думаю, что 12+. Пушкинский стиль повествования для сегодняшних читателей очень сложен. Пушкин, Гоголь — это безумно вкусно стилистически, но требуются усилия, чтобы осознать смысл, который заложен не в одном предложении или в абзаце, а в главе или в целом произведении. И, может быть, миссия нашего спектакля — через мюзикл (как кому-то кажется, легкий жанр) сделать Пушкина, а в особенности «Капитанскую дочку», интересной для тех ребят, которым предстоит изучать ее в школе.

Я не был прилежным учеником, честно скажу, и когда зашла речь о «Капитанской дочке», решил ее перечитать. Помню, насколько мне было непросто. Естественно, ты втягиваешься, ты отдаешься этому языку, но у Пушкина все зашифровано. В этом произведении есть всё, все архетипы — от Великой Руси до нашего времени, великодержавие, народная покорность, бунт. До поры до времени народ позволяет на себе ездить, но рано или поздно последняя капелька падает и переполняет чашу. И тогда этот бунт можно остановить только большой кровью. История циклична, да?

 

Получается, что это спектакль не только для детей, но и для взрослых — им тоже будет о чем подумать?

Конечно. В любом случае мы находимся в музыкальном театре и занимаемся творчеством на территории музыки. И в музыкальном театре главное — музыка и та энергетика, которую… Я не знаю, как у Загота получается, что он пишет музыку, которая тебя обволакивает, взвинчивает. Он знает, как… Он молодец. «Капитанская дочка» это серьезная опера, написанная языком мюзикла, более доступным для понимания широких зрительских масс. Мы популяризируем музыкальный театр, мы показываем, что Пушкин может быть и вот таким.

Несмотря на то, что в «Капитанской дочке» присутствует элемент комедии, по большей части мы поднимаем серьезные темы. Это и бунт, и казни. Ну, естественно, мы не показываем, как Саше Дудницкому отрубают голову, но в том-то и заключается режиссура, чтобы создать иллюзию, символ, когда ты понимаешь: да, вот то, что катится по сцене в данный момент, — это и есть голова. Спектакль заканчивается сценой казни — мы казним Пугачева, отрубаем его голову гигантской гильотиной. Да, ну так родилось, это тоже образ, получается. Гигантская гильотина. Она же решетка. Она же тюрьма. Здесь все взаимопроникающее. Кто хочет увидеть, тот увидит. И поймет.

 

В аннотации к «Капитанской дочке» сказано, что создатели постановки не становятся ни на чью сторону и оставляют за зрителями право выбора. Но любой спектакль это авторское высказывание. Какие мысли вы хотите донести до публики?

На вопрос, что вы хотели сказать своим спектаклем, я всегда отвечаю, что это задача критика — объяснить бессознательное, которое было во мне, когда я придумал этот спектакль. Нам, режиссерам, не нужно открывать смыслы, которые мы закладываем, мы всего лишь проводники. Нет, я могу, конечно, сказать, но не хочу. Что, говорить о том, что Россия не может без царя? Что нам только по морде надо, а воли нам не надо? Пушкин это говорит, ставя зеркало перед зрителем — читайте. Но, к сожалению, 90% населения выходить из своей зоны комфорта не хочет. Ни под каким предлогом. Почему я должен говорить об этом?

 

Расскажите, пожалуйста, о команде, с которой вы работали.

У меня прекрасная команда. Это Евгений Терехов, художник-сценограф, с которым мы уже не один спектакль сделали. Художник по костюмам Ася Шенталинская. Каждый ее костюм индивидуален. Атаманы, Пугачев, солдаты — все через призму взгляда художника. Вы не увидите простых шапок, сапог и так далее, это все сочинено, очень сложные костюмы.

Художник по свету Валентин Бакоян. У него тоже каждая сцена решена по-своему. У света есть свой образ — это не просто фонарики туда-сюда направлять, это атмосфера, когда при помощи разных фонарей, разных углов создается ощущение объема и безграничности. Даже на этой маленькой сцене.

Хореограф Оксана Холева — новый человек в команде, прекрасная краска в нашей палитре. Айдар Закиров — очень мощные драки, два номера, один из которых дуэль Гринева и Швабрина. Она и в музыке классно выписана. Это такая большая симфоническая картина у Загота, где все прописано, все акценты, очень мощно. Второй номер — предательство и пленение Пугачева, когда бывшие друзья-атаманы набрасываются на него, связывают и сдают полковнику Раевичу.

 

Говоря об атмосфере, — в книге казаки на лошадях скакали…

Ну какие лошади? Сцена — это всегда условность. У нас присутствует символ — два громаднейших бревна на ширину всей сцены, которые на штангетах опускаются-поднимаются. В одном из случаев это пушка, во втором — таран, которым таранят ворота Белогорской крепости. И с помощью этого тарана потом казаки взбираются на стену, бросаются на солдат сверху. Достаточно забавно, интересно получилось. А в третьем случае это плаха. Мой принцип — минимализм, замешанный на гигантомании.

 

Текст: Виктория Берг

Источник: портал «Выходной» (day-off39.ru)