18 октября 2019
Пока в Калининграде строится кластер, включающий в себя оперный театр (как филиал Большого театра), хореографическое училище, консерваторию и многое другое, главным хедлайнером в регионе остается Калининградский музыкальный театр. В его репертуаре одинаково широко представлены классические оперы и «легкие» жанры — оперетта и мюзикл, драматические спектакли и концертные программы.
Географическая удаленность от центра не мешает активному сотрудничеству со столичной «Геликон-оперой» и её руководителем Дмитрием Бертманом. Череда успешных совместных постановок увенчалась «Иолантой» П. Чайковского (премьера состоялась в 2018 году), которую и предъявили московскому зрителю. В отличие от многих участников фестиваля, чьи гастроли поддержаны местными властями, калининградцам пришлось приехать за счет собственного бюджета. «Мы надеемся, что возможно после этой поездки наши власти обратят на нас внимание», — призналась на пресс-конференции художественный руководитель театра Елена Альфер.
Пока же театр поддержали московские коллеги – солисты из Калининграда выступили в кооперации с оркестром и хором «Геликон-оперы» под управлением дирижера Евгения Ильина.
«Иоланта», последняя опера Чайковского, прочно закрепилась в мировом театральном репертуаре, существуют разные радикальные режиссерские версии, и на сегодняшний день публику уже сложно чем-то удивить. Калининградский театр и не пытается шокировать свою аудиторию, скорее привлекает внимание к очень ясным и простым мотивам этого сюжета — к поиску своего «я» во мраке сомнений и к одухотворяющей любви.
Эти принципы заложены в режиссуре Ильи Ильина и художественном оформлении Игоря Нежного и Татьяны Тулубьевой. Повсюду расставлены красиво наряженные куклы, которые манят Иоланту в мир грёз, где нет волнений и жизнь течет размеренно. Но как только служанки уходят, Иоланта немедленно отбрасывает куклы в сторону, потому что ей уже с первой сцены хочется познать мир таким, какой он есть. Помогает то, что в голосе Екатерины Феоктистовой с самого начала обозначаются волевые нотки, делающие закономерной метаморфозу из невинной девочки в сильную женщину — так что ее сольные номера «Отчего это прежде не знала» и «Источник жизни и познанья» воспринимаются как части единого образа.
В характере Водемона (Виталий Фомин) опять же чувствуется двойственность — когда он вместе с Робертом (Илья Крестоверов) осматривается возле замка, в нём видна благородность и степенность. Но уже в следующей сцене с Иолантой он превращается в пылкого юношу, в котором и не распознаешь графа. Пожалуй, ни один номер во время представления не сопровождался такими бурными аплодисментами, как его дуэт с Иолантой.
«Чрезмерно заботливый» отец Иоланты король Рене здесь подан без всякого снисхождения и милосердия, благодаря игре замечательного баса Григорий Соловьёв, солиста Геликон-оперы (где он задействован в широком амплуа от Лепорелло до Мефистофеля). В его внешнем виде подчеркнут высокий рост, прямая осанка и железная воля. Королевская мантия и корона заменяются на армейскую чеканку.
Традиционно пользующиеся успехом у публики арии «Кто может сравниться с Матильдой моей» Роберта и «Два мира» Эбн-Хакиа (Александр Дудницкий) были приняты «на ура» и в этот раз.
Возможно, именно казуальный облик всех остальных персонажей по-настоящему оттеняет любовь Иоланты и Водемона. Она не статична, как показывают костюмы персонажей, претерпевающие существенную трансформацию от начала к концу — парадный фрак Водемона становится простой деревенской рубахой, а обитое рюшками платье Иоланты сменяется ярко-красным (подобно «Списку Шиндлера», художники играют на контрасте цветов, что в данном случае уместно). В моментах страха и отчаяния просыпаются демонические силы: снаружи к влюбленным тянутся руки, раздирая занавеси, словно в фильме ужасов.
Перед нами не страна чудес, а скорее Королевство Кривых Зеркал — искусственно созданная реальность, которая обрушивается, так же как в конце оперы с треском обрушивается заложенный камнями портал посередине сцены, откуда бьёт яркий свет надежды. Величественно марширует к финальным аккордам оркестр, вновь показавший фирменную геликоновскую слаженность и порадовав соло деревянных духовых.
Очевидно, что фестиваль «Видеть музыка», поддержанный Фондом президентских грантов, выполняет свою миссию – сближать столицу и регионы. Хочется верить, что московская публика еще не раз увидит и по достоинству оценит труд калининградцев.
Автор: МИХАИЛ КРИВИЦКИЙ
Фото: ИРИНА ШЫМЧАК
Источник: Музыкальная Жизнь