19 февраля 2016
Статья о «ХИТАХ БРОДВЕЯ», автор — Александра Артамонова, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград».
«Афиша Нового Калининграда.Ru» побывала в музыкальном театра на коротком предпремьерном показе «ХИТЫ БРОДВЕЯ» и посмотрела, как калининградские артисты, надрессированные московским режиссером Дмитрием Бертманом, поют «Summertime», а Калининградский симфонический оркестр под руководством Аркадия Фельдмана играет Гершвина.
Необходимый контекст. Художественного руководителя Калининградского областного музыкального театраВалерия Лысенко и руководителя московского театра «Геликон-опера», многократного обладателя премии «Золотая маска» Дмитрия Бертмана связывает многолетний опыт работы. В начале 90-х Бертман помог создать Лысенко в Калининграде именно музыкальный театр, на протяжении многих лет курировал его, в этом году выступил режиссером-постановщиком шоу «ХИТЫ БРОДВЕЯ — Великий Гершвин», в котором задействована практически вся труппа музыкального театра. Бертман — российский оперный режиссер, который любит и, что главное, понимает Гершвина. В 2004-м году он поставил «Гершвин-гала»: на первый взгляд — набор вокально-танцевальных номеров по лучшим произведениям американского композитора, на второй — соблазнительное, яркое, легкое и не пошлое шоу, которое ничего общего не имело с русскими мюзиклами. В калининградских«ХИТАХ БРОДВЕЯ» из «Гершвин-гала» перенята как минимум сценография. О легкости и обаятельности исполнения по предпоказу судить тяжело, но можно.
На прогоне для прессы, хотя и прогоном это назвать сложно — так, затравка, небольшое знакомство, были показаны всего три номера. Что будет представлять собой постановка «ХИТЫ БРОДВЕЯ — Великий Гершвин», именно по трем разным фрагментам представить довольно сложно. Есть подсказка, данная в театральном анонсе: в нем «ХИТЫ БРОДВЕЯ» обозначены именно как шоу-программа. Значит, стоит ожидать отсутствия четкой прямой или сквозной сюжетной линии. Пока что все кажется неким ярким мозаичным калейдоскопом, в котором все двадцать три номера — это как фрагменты из опер и мюзиклов Гершвина, так и отдельные песни американского композитора.
Показ начинается с безусловного хита Гершвина «I Got Rhythm», который словно настраивает немногочисленных зрителей на этот веселый джазовый лад. Артисты театра в черно-белых костюмах в стилистике 30-х годов поют, танцуют, бьют степ и словно спрашивают у немногочисленных зрителей: «Мы поймали ритм Гершвина, а вы?»
Пожалуй, самый узнаваемый для массового зрителя номер — ария «Summertime» из оперы «Порги и Бесс» — придуман Дмитрием Бертманом просто замечательно. В опере эта ария звучит четыре раза: первые три ее исполняет героиня Клары, заключительный раз колыбельную исполняет героиня Бесс. Бертман совместил в одном номере вокальные партии двух солисток: в итоге получилась и та самая «негритянская тоска», и какая-то легкая и очень спокойная «белая» грусть.
В первую очередь хочется сказать, что шоу «ХИТЫ БРОДВЕЯ» — это большой труд. На крошечной сцене Областного музыкального театра удалось вместить не только декорации условного бродвейского мюзикла (кажется, что большую часть сцены занимают блестящие тусклым никелированным блеском ступеньки, как в классическом мюзикл-холле, и нотный стан со сверкающей надписью «Gershwin»), но и вывести всю поющую и танцующую труппу театра и оркестр — в кульминационных моментах на сцене будут выступать 102 артиста. И плюс ко всему, сделать так, чтобы происходящее на сцене напоминало не костюмированную толкотню в духе экранизации «Великого Гэтсби», а приобрело этот великолепный бродвейский размах.
А во-вторых, кажется, что в этом шоу удовольствие получают все: и двадцать журналистов в зале, и оркестр, и дирижер, и что самое главное — артисты на сцене.