23 июня 2020
Мюзикл «Великий Гэтсби» — не случайный выбор для новой премьеры Калининградского областного музыкального театра. Идея воплотить на сцене знаменитый роман Ф.Фицджеральда, в котором, как шампанское в бокале, играет и пенится эпоха джаза Америки 1920-х годов, принадлежит художественному руководителю театра Елене Альфер. Блеск, смелость, драматические повороты, сильные характеры и уникальные биографии — всё есть в этом романе, его история словно создана для жанра мюзикла. Впервые «Великий Гэтсби» явился на российскую сцену в Санкт-Петербургском театре «Мюзик-холл», а теперь он блистает и на калининградской сцене. Композитор – Владимир Баскин, автор либретто – Наталья Индейкина, автор стихов — Константин Рубинский создали сочинение цельное, яркое, музыкальное и проникнутое подлинным драматизмом. Сложность музыкальной композиции только прибавила азарта калининградским артистам.
Эпоха джаза, арт-деко и «сухого закона» в Америке, пережившей великую депрессию – особое время. Беспрецедентное, не вполне законное богатство диктовало свои правила: на «золотом» побережье Лонг-Айленда, в процветающем пригороде Нью-Йорка, «города сказки американской», царили такие роскошь и блеск, что бизнесмены и артистические личности не уставали упиваться ими. «Сухой закон» создавал состояния бутлегерам, продававшим спиртное нелегально на любой спрос. Именно такого происхождения было и богатство Джея Гэтсби, но кому это интересно, если он оплачивал вечеринки сотням своих гостей? Имя и стиль Гэтсби благодаря роману Фицджеральда стали нарицательными для этой блистательной и противоречивой эпохи.
В изящном режиссерском приеме все номера мюзикла соединяет главный рассказчик, Ник Каррауэй — Евгений Макаревич, который спустя много лет диктует свой роман о Гэтсби стенографистке Юлия Домаш, Елена Князева. Появляясь между номерами мюзикла несколько раз, он соединяет в единое целое логику сюжета для тех, кто никогда не слышал о романе Фицджеральда, и превращает мюзикл в ретроспективу самых потрясающих, глубоких впечатлений. Среди них воспоминание о Джее Гэтсби – ярче всех: «Прежде всего я вспоминаю его редкостный дар надежды, какого я ни в ком не встречал». Ник — писатель уже спокойно рассказывает о своём прошлом, но его стенографистка, а вместе с ней и зрительный зал, постепенно проникаются этой историей почти до слез. Да что там, просто до слёз.
В номере «Нью-Йорк» джазовый танец горожан захватывает вернувшегося с войны Ника в исполнении Андрея Круглова, и в другом составе — Игоря Негодяева, воодушевленного и полного надежд и планов, в вихрь легких увеселений: «скачки, бары, клуб – все кружит в ритме тут». Именно в одной из шикарных вилл он и встречается с Дейзи Бьюкенен, своей троюродной сестрой и женой финансиста Тома Бьюкенена. Теперь Дейзи стала почти нарицательным персонажем — нежной, обворожительной красоткой, созданной для роскошной жизни, и, казалось, неспособной ни к чему дурному. В исполнении Елены Альфер в поведении Дейзи очевиден сильный характер и независимость нрава, которую она умело скрывает за маской образцовой, в меру покорной жены. В образе Юлии Ткачевой Дейзи — необычайно пленительное создание, эксцентричное и очаровательное, она сводит мужчин с ума, как будто ничего для этого не делая.
Гольфистку Джордан Бейкер, подругу Дейзи, играет солистка Галина Окунева. Именно такие девушки — свободные, независимые и раскрепощенные, стремящиеся к победам в спорте, в любви, в богатстве – были символом эпохи джаза. Про Бейкер пишут в газетах, она везде бывает, для неё главное — соперничество и победа. Джордан прекрасна, как сирена, и умна, как делец, ее вокал сладостен и неотразим, не поддаться ее чарам невозможно. Нельзя не признать, что женские характеры и в романе Фицджеральда, и в мюзикле — уникальны и выразительны, они ослепляют, как блеск драгоценностей.
Вечеринка у Гэтсби – это парад украшений и нарядов: женщины в роскошных платьях бежевого, золотистого, белого, серебристого цветов прекрасны, как райские птицы. Мужчины в сверхэлегантных костюмах, бокалы, веера, блески, бахрома, вышивка – ослепительны. Именно там Ник впервые и видит таинственного хозяина вечеринок, о которых говорит весь город. В исполнении Михаила Петрова Гэтсби раним, открыт, эмоционален и добр, что неожиданно для сомнительного нувориша. А Сергей Тарасов создал образ истинного денди, великосветски отстраненного поначалу, и тем сильней потрясают в нем надежда, любовь и отчаяние, которые позже открываются Нику.
Том Бьюкенен (Николай Перлухин) брутален, энергичен и предельно уверен в себе. Он настоящий «хозяин жизни», не привыкший ни в чем себе отказывать. Бестрепетно изменяя своей жене, он не допускает и мысли о том, что у Дейзи может быть кто-то лучше него. Том расчетливо и холодно побеждает в «любовном четырехугольнике», в котором вдруг оказался. В образе Вулшима — Артем Хачиянц — сочетается прекрасный вокал с точно найденной манерой преступного воротилы при деньгах: он одновременно опасен и притягательно спокоен.
В мюзикле противопоставлены два мира – роскошные виллы Лонг – Айленда и Долина Шлака, где живут обычные рабочие. Грязь и пыль, рабочие комбинезоны, постоянный сумрак, скандалы, рукоприкладство и бедность – мир простого люда, оттеняющий блеск и изысканность обихода богачей. Именно из этого мира хозяин гаража Уилсон и его жена Миртл. Алина Алейник создала интересный образ Миртл, любовницы Тома Бьюкенена: на отвязной вечеринке она вызывающе сексуальна и раскрепощена, но это не делает Миртл вульгарной. В ее образе сквозит некая отчаянность и крайняя экспрессия, что делает понятной ту не поддающуюся контролю, безотчетную притягательность, под властью которой находятся и ее муж, и ее любовник. Хозяин гаража Уилсон слепо влюблен в свою жену, и Олег Синицын играет эту роль глубоко и драматично.
Декорации — лестницы-трансформеры: перемещаясь и поворачиваясь, они становятся то пирамидами, ведущими к славе, то клетками, то символами социального или любовного успеха или падения. Они возвышают персонажей в любовной горячке, окружая их цветами, и становятся мавзолеем для разрушенных надежд. Сценография мюзикла дает возможность почувствовать разомкнутость пространства – Ник и Гэтсби болтают на пикнике, свесив ноги с авансцены и едва не предлагая пирожок зрителю на первом ряду. Зрительские кресла оказываются и автомобилями персонажей. Ник-писатель и стенографистка выходят не из-за кулис, а из боковых дверей – все эти приемы позволяют зрителей почувствовать себя внутри действия, где невозможно не сопереживать героям.
Хореографический рисунок мюзикла — один из краеугольных камней общего стиля и настроения, именно он очевидно и ярко передает настроение той эпохи. Блюз, регтайм, свинг, бипоп, мейнстрим, кул-джаз – те стили «эпохи джаза», мотивы которых можно услышать в музыкальной композиции мюзикла. А танцы, созданные балетмейстером-постановщиком Оксаной Холевой, полны то беспечного веселья, то щемящей грусти, и гости шикарных вечеринок блистательно танцуют степ, шимми и чарльстон. Например, балетная группа в образе красоток-телохранителей Вулшима исполняют шикарный степ – вершину джазового танцевального стиля, а в песенном номере приглашенной звезды — Мария Герасимова – зажигательный чарльстон. Невероятное по накалу чувств танго Дейзи и Гэтсби на глазах ее мужа заменило собою полноценную драматическую сцену.
Для режиссера и художника-постановщика Сергея Егорова «Великий Гэтсби» — это история о мечте и надежде, которая сильнее смерти. Можно отметить, что это третий мюзикл о надежде, который он постановил в Калининградском областном музыкальном театре: первый — «Винил» Е.Загота о мечте молодых талантов об успехе, потом «Алые паруса» М.Дунаевского – легендарная мечта о любви, и третий – о Гэтсби и его великой мечте. Гэтсби мечтал повернуть время вспять и оказаться вместе с Дейзи в том счастливом времени, когда они были влюблены друг в друга: «Глупый бред не слушайте, что пути людям нет в минувшее…» Но зеленый огонек его надежды, светивший у порога ее дома, оказался ржавым фонарем, а она сама – совсем не такой, о какой он грезил… Бывают люди, которым даже безрассудная мечта дает жизнь и смысл, а ее утрата убивает. Именно таким и был Гэтсби, именно поэтому автор и назвал его великим. Великая мечта Гэтсби пережила его самого и теперь живет во всех нас.
Анна Драгомирова
Музыкальный журнал, март 2020