МИНИСТЕРСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Войти | Регистрация
Версия для слабовидящих

Другой герой

13 апреля 2020

Мюзикл Максима Дунаевского «Алые паруса» идёт в двадцати регионах страны, и каждая постановка оригинальна. Калининград не стал исключением — спектакль в Калининградском областном музыкальном театре прибавил ещё один неожиданный вариант интерпретации к истории об Ассоль и Грее. Премьера состоялась 29 ноября 2019 года и с тех пор собирает полные залы.  

Композитор создавал мюзикл, вдохновлённый талантом тринадцатилетней дочери своего друга. Возможно, именно так был вдохновлён и Эгль, увидев Ассоль с игрушечным фрегатом и подарив девочке удивительную мечту. Авторы либретто М.Бартенев и А.Усачев сохранили основной сюжет Александра Грина, но добавили в него новые персонажи и смысловые акценты. История стала более жесткой, земной и драматичной. В ней появляются силы стихии — «волны и ветер», исполняющие в сюжете роль свидетелей происходящего. Мистические силы воплощаются в  призраке умершего Меннерса, в сновидениях, в которых Ассоль видит Грея. Немалую роль в фабуле играет священник, хозяйка борделя, скрипач. Мадам Меннерс и ее сын в каждой своей сцене противостоят Лонгрену и его дочери — чем не Монтекки и Капулетти с их непримиримыми страстями? Грей из романтичного юноши превращается в бывалого и разочарованного капитана, не верящего в любовь. 

В спектакле Калининградского областного музыкального театра всё иначе… Он начинается с загадки: мы видим таинственную фигуру на маяке среди туч и волн. Внизу рыбаки заняты тяжелой работой: лестница в их руках  становится то трапом, то столом, то реями корабля. Море обнимает всю эту романтичную историю: словно пронизанные то солнцем, то штормом, танцуют голубые полотнища в руках прекрасных дев-наяд — они, подобно силе судьбы, выводят героев на сцену.  

Сценография и костюмы Елены Альфер легко и воздушно передают атмосферу южного приморского селения, где жители веселятся, сплетничают и живут одним днём. Легкая конструкция маяка — единственная декорация, она вмещает в себя несколько мест действия. Маяку противопоставлена таверна Меннерсов, где рыбаки и рыбачки отдыхают от тяжелой работы, где происходят все разговоры, пирушки, драки и выяснения отношений. На их шеях, словно у вьючных животных, висят кружки и ложки, они прикованы к кастрюлям с едой и бочкам с вином, которыми распоряжаются МеннерсыЛонгрен, его играют в разных составах Николай Перлухин и Илья Крестоверов, с дочерью — одиноки, отверженны и непонятны для них. Жителям Каперны — в исполнении хора театра под руководством Константина Белоногова — проще обо всём судить толпой: толпой рыбаки раздевают Мэри, устраивая аукцион из ее одежды,  так же толпой над Ассоль издеваются женщины или играющие на берегу дети. Детские игры веселы и жестоки, и маленькие артисты  в исполнении учащихся Театральной школы при театре под руководством Евгения Макаревича с полной сценической свободой исполняют свои роли.  Балетмейстер Оксана Холева создала хореографический рисунок спектакля, как изящную вязь, пронизывающую всё действие, в котором драматические сцены неотличимы от танцевальных. 

Режиссёр Сергей Егоров искусно совмещает реальность мечты Ассоль и реальность грубого быта ее земляков. Например, маленький фрегат с алыми парусами передают друг другу летающие на трапах, как на качелях, русалки — и в то же время из грубой швабры и тряпок сделано детьми «чучело Грея». Но главное отличие от других постановок «Алых парусов» в том, что в калининградском мюзикле Эгль и Грей, исполнители этой роли Михаил Петров и Андрей Круглов, объединяются в один, весьма загадочный персонаж.  

Сергей Егоров: «Я постарался оправдать всех, нет просто плохих и просто хороших. У многих людей есть страшное прошлое — и это окрашивает историю в грязь, кровь, пятна соли и ила. Например, хозяйка борделя знает о любви не меньше, чем Лонгрен и Ассоль, собственно она-то и помогает Эглю стать Греем. Да-да, Эгль и Грей — это два лица одного героя. Эгль придумал для Ассоль мечту, а когда понял, что исполнителей в округе не найдётся, воплотил её в жизнь сам. Он сам стал капитаном Греем, пускай на это и потребовалось время и жертвы.  Маяк — символ надежды, это свет, который не гаснет никогда. Он может осветить правду о том, кто и чего стоит, служит очищением для всех. Человек всегда остается человеком и, несмотря на боль, идет и делает чудо».  

Эгль — ключевая фигура мюзикла: по неожиданной идее руководителя постановки, Президента театра, Заслуженного деятеля искусств России Валерия Лысенко, именно Эгль, подарив мечту маленькой Ассоль — Наталья Юдаева, Варвара Гайнутдинова, — в финале становится тем самым Греем, что приплывает к ней на белоснежном фрегате с алыми парусами. Он и капитан, и сказочник, и герой, и скиталец. Впервые он является на маяке, командуя волнами, потом приходит в таверну Меннерсов в таинственном темном наряде. Именно Эгль спасает маленькую Ассоль после смерти Мэри, дожидаясь ЛонгрэнаЭгль сопровождает девочку с самого детства, приходит на все ее дни рождения, и вместе с ней на ее двенадцатилетие придумывает мечту о капитане фрегата с алыми парусами. Каждый раз именно Эгль является к ней в сновидениях и мечтах, когда она думает, что видит Грея. Ассоль живет на маяке и смотрит на горизонт — всем кажется, что она «сумасшедшая», не хочет спускаться на землю и живет только мечтой об «удивительном капитане».  

Повзрослевшая Ассоль — Юлия Ткачева и Алина Алейник – по-прежнему нежна и прекрасна, но не только. Ее мечта — это действенное, полное надежды и боли оружие против окружающей грубости и пошлости. Своеобразным ее «близнецом»-мечтателем в мюзикле становится священник — Илья Рихтер, Роберт Левен). В сцене дуэта с Ассоль он похож на распятие, ведь он уже потерял веру, а она ещё нет.  

Меннерс-младший — Игорь Негодяев — то ли влюблен в Ассоль, то ли издевается над ней, и его ария «Не такая как все» — одна из лучших в мюзикле. Этот персонаж сложен и интересен, ему не чужды лучшие порывы, но он не может противопоставить себя грубому мнению толпы, среди которой вырос. Для мадам Меннерс — Юлия Домаш и Елена Мочалова — смысл жизни в сыне, она защищает его от всех. 

В спектакле постоянно используются лестницы, их часто поднимают вверх, но приземленные селяне сами никогда не поднимаются на них. Зато по ним легко, словно паря в воздухе, двигаются возвышенные персонажи мюзикла — Ассоль, Мэри, Священник и Эгль. Прощальную колыбельную Мэри поет, раскачиваясь на лестнице, поднятой в небо. Мучающийся сомнениями Священник с трудом балансирует на ее ступенях.  

Ради спасения отца из тюрьмы под залог Ассоль готова петь песни где угодно, хоть в борделе. Фривольный номер хозяйки борделя и ее «девочек» решён в тех же алых тонах, но несущих обратный смысл — две стороны одного чувства. Эгль, вернувшийся из долгого плавания, видит Ассоль поющей в борделе, и это переворачивает его душу. Невероятная по силе духовного преображения героя ария «Вот и всё», когда Эгль решает стать тем самым Греем и воплотить мечту Ассоль — кульминация спектакля.  

Фабула драматически заостряет сюжет Грина — капитан Грей является перед взором потрясённых селян именно тогда, когда Ассоль решилась выйти замуж за сына Меннерса, чтобы спасти отца от тюрьмы, и вот-вот даст свадебную клятву.  Главная мысль повести-феерии Александра Грина неприкосновенна — для другого надо  «делать чудеса своими руками. Новая душа будет у него, и новая — у тебя». 

И именно феерией окончательно становится мюзикл Калининградского областного музыкального театра, когда среди алого сияния капитан Грей в ослепительно белом кителе протягивает невесте Ассоль свою руку. Публика, действительно, и радуется, и плачет, потому что есть ли счастье большее, чем воплощённая мечта? 

 

Евгения Чугреева 

Музыкальный журнал, январь-февраль 2020