МИНИСТЕРСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Войти | Регистрация
Версия для слабовидящих

«Любить Нерона» — или ненавидеть?

16 сентября 2015

В Ярославле продолжается XVI Международный Волковский фестиваль.

Во вторник, 15 сентября, на основной сцене первого русского свою постановку показал Калининградский областной музыкальный театр.

Как отметил на пресс-конференции пару дней назад художественный руководитель Волковского театра Евгений Марчелли, труппа из Калининграда – один из наименее известных коллективов в ряду таких именитых гостей фестиваля как Большой театр, МХТ имени Чехова и т.д.

Создатели спектакля «Любить Нерона» обозначили его жанр как рок-драма. Основой постановки стала пьеса калининградского автора Ольги Болычевой, которая была написана специально для спектакля, по заказу режиссера-постановщика Елены Сафоновой. Довольно незатейливая сюжетная линия сопровождалась звуками русского рока – песнями группы «Агата Кристи». На протяжении полутора часов музыка и драма динамично перетекали друг в друга, создавая ритм на естественном контрасте относительной тишины и взрывных припевов.

 
 
 
 
Калининградский спектакль достаточно фактографичен и пунктирно следует доступной ныне информации о Нероне. Фигура последнего римского императора патрицианского происхождения получилась довольно комичной: постановка понравится любителям чёрного юмора. Нерон огорчается, что не смог утопить мать: боится, что она снова будет укорять его за то, что «он ничего не может сделать как следует». Оправдать совершенные преступления ему помогает Сенека, который называет смерть благодатью и избавлением – до тех пор, пока император не приказывает философу умереть, «заботясь о его душе».

Однако оценить спектакль по достоинству могли не только поклонники «Агаты Кристи» и любители такого рода юмора, но и зрители, способные разглядеть сквозь флер комического экзистенциальную драму. История гласит, что жизнь Нерона была полна дихотомий – оргий и поэзии, любви и смерти, боли и удовольствия. Взойдя на трон, он превратился в чудовище, но при этом любил петь, сочинять стихи и пьесы. «Я убил всех, кого любил» – так говорит он сам, теперь уже превратившись в персонажа калининградской постановки. Однако действительно ли умел любить последний император из династии Юлиев-Клавдиев, остается вопросом.

 
 
 
 

Человек, в чьей власти был весь Рим, чувствовал себя несчастным и нелюбимым. Нерв отсутствия любви (и как следствие – ненависти к миру) дрожит на сцене на протяжении всей постановки. Перед Нероном лежат великие возможности – казалось бы, даже боги на его стороне – однако стать счастливым он не способен. Что бы он ни делал и как бы не смеялся над содеянным, его поступки влекут за собой только боль и смерть. Всё, что находится рядом с ним, будет уничтожено его собственными руками: едва появившись на сцене, Нерон замечает кровь на своих ладонях.

 
 
 
Стремление уничтожить все вокруг себя оборачивается болезненной, краткой, но яркой и действительно неповторимой жизнью. Таким же получился и калининградский спектакль о Нероне.

Тем временем, впереди – ещё восемь фестивальных дней. В среду, 16 сентября, на основной сцене первого русского постановку «Горе от ума» представит московский театр «Школа драматического искусства».

 

Фото автора

Источник: imenno.ru