МИНИСТЕРСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Войти | Регистрация
Версия для слабовидящих

Ранимый труженик Сальери: в Музыкальном театре Калининграда поставили необычную оперу

30 сентября 2015

На днях в Калининградском областном музыкальном театре прошла премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери. Реквием».  

Историю о том, как Сальери из зависти отравил своего друга Моцарта, написал Александр Сергеевич Пушкин. Вымысел это или нет — историки до сих пор не знают. Ранняя смерть Моцарта обросла мифами, и, не без помощи великого русского писателя, о Сальери уже двести лет сплетничают как об убийце Моцарта.
 
Режиссёр-постановщик Илья Ильин сделал оригинальное переложение маленькой трагедии — Сальери у него получился ранимым и заблудившимся в собственных страстях человеком. Не злым, но импульсивным — он не смог побороть голос демона, который хоть однажды тревожил каждого из нас, и подлил яд Моцарту, не в силах вынести его лёгкого гения. Любой может стать Сальери, говорит режиссёр, если не видит своих границ и ищет гармонию вовне, вместо того чтобы стремиться к ней внутри себя. 
  
Антонио Сальери — автор более сорока опер, учитель Листа, Шуберта и Бетховена, — вдруг забывает о собственном таланте и начинает завидовать Моцарту, который больше похож на ребёнка, не понимающего своей гениальности. Сальери при первом появлении на сцене напоминает статую в синем облаке дыма. Позже за сценой, словно в тумане, появляются фигуры трагического хора, его голоса словно уводят зрителей и Сальери из реального мира, в котором у него нет сил бороться с самим собой. 
 
Скрипач, солисты, хор — все они пытаются вырвать Сальери из тесного мирка его славы и зависти, взглянуть на мир и музыку по-другому. Но Сальери не хватает на это сил. Детали скупы: рояль, пара кресел, два бокала с огненно-красным вином, подсвечники — всё, как на картинах эпохи маньеризма.
 
Театр раздвинул границы оперы Римского-Корсакова и ввёл в это произведение «Реквием» Моцарта, исполненный солистами Светланой Кручининой, Надеждой Данчевой, Екатериной Феоктистовой, Сергеем Сельдяковым и хором театра. Тем самым режиссёр показывает истинное величие гения Моцарта, перед которым ничтожны все человеческие заблуждения. 
 
Опера Н. А. Римского-Корсакова и В. А. Моцарта «Моцарт и Сальери. Реквием» в постановке народного артиста России Дмитрия Бертмана, режиссёр — Илья Ильин (Москва, «Геликон-опера»), дирижёр — Валерий Кирьянов (Москва, «Геликон-опера»). Солисты: Сальери — Александр Дудницкий (баритон), Моцарт — Игорь Барбаков (тенор).
Источник: klops.ru