12 сентября 2017
Интервью с Айдаром Закировым
Айдар Закиров — профессор, Завкафедрой по сценической пластике российского Института Театрального Искусства — ГИТИС, актер, каскадер, режиссер по пластике, постановщик трюков. Работал в многих театрах и на съемках самых известных фильмов. В Калининградском Музыкальном театре он — преподаватель курса ГИТИСа и постановщик трюков в рок-опере А.Рыбникова «Хоакин». Накануне выезда на гастроли в Кострому Айдар Загитович был приглашен на мастер-класс и репетиции «Хоакина».
— Вы сразу нашли свое призвание?
Можно сказать, что с детства. Уже тогда я занимался спортивным фехтованием и верховой ездой, позже поступил в Казанский институт искусств, потом долгое время работал актером, потом поступил в ГИТИС — учился на кафедре сценической пластики.
— За плечами у вас десятки проектов в театрах, в самых известных российских фильмах. В чем отличие работы постановщика трюков в театре и кино?
Своя специфика, конечно, есть. Театр — искусство довольно условное., и в нем трюки и пластика должны быть выстроены исходя из законов театра. Кино более натуралистичное, и в нем происходящее должно быть ближе к реальности. Кроме того, везде есть свои сложности. Над театральным спектаклем нужно работать не меньше месяца, потому что на сцене ничего не спрячешь. В кино можно воспользоваться монтажем и дублем, там сложности другие.
— В рок-опере «Хоакин» Калининградского Музыкального театра — сложнейшая пластика и трюки. Так изначально и задумывалось?
«Хоакин» родился как дипломная работа выпускного курса, на котором я преподавал. Я работал со своими студентами, и это очень помогало. Курс был живой, подвижный, очень способный к пластике. Огромную работу проделала балетмейстер Оксана Холева — она пластически подготовила тела актеров к будущему пластическому рисунку и трюкам. Мне нужно было только добавить определенные элементы — умения и сценические навыки.
Вы приехали порепетировать перед гастрольным туром, ввести новых актеров?
Да, мне здесь комфортно работать, потому что здесь мои студенты. Вводить новых актеров в сложившийся спектакль — очень сложная задача. Первый закон вводящегося — не мешать остальным. Когда он уже нарабатывает количество репетиций и спектаклей, он может влиться в спектакль полноценно.
— Спектакль идет на сцене уже почти десяток лет. Как вы думаете, в чем его секрет?
Спектакль до сих пор живой — он живет до тех пор, пока в нем интересно существовать актерам. «Хоакин» — спектакль живой, ребята — большие молодцы. Эта рок-опера сложна для исполнения — нужно уметь существовать психофизически согласованно, энергетически ярко сразу на всех уровнях — эмоциональном, физическом, голосовом. Я наблюдаю, как актеры растут, как со студенческого уровня развиваются профессионально. Актер, получивший диплом, еще не является профессионалом, нужно поработать несколько лет. Мне кажется, здесь, в Калининградском Музыкальном театре, профессиональное развитие происходит. Его труппа позволяет работать как в музыкальных и психологических спектаклях, так и в сложно-постановочных в плане пластике и хореографии. Большая заслуга в этом балетмейстера Оксаны Холевой — благодаря ей труппа постоянно в тренинге. Желаю театру успеха на гастролях и в новом сезоне!