МИНИСТЕРСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Войти | Регистрация
Версия для слабовидящих

Проект «К&К»: Фестиваль и гастроли в Костроме

01 октября 2017

Спектаклем «Бесприданница» Калининградского областного музыкального театра открылся 15-й Всероссийский театральный фестиваль «Дни А.Н.Островского в Костроме». Режиссер Елена Сафонова создала его в жанре музыкально-фольклорной драмы: мир цыганских песен и романсов стал стихией, внутри которой совершается драма Ларисы Огудаловой. По словам режиссёра, это единственная пьеса А.Н.Островского, в которой появляются цыгане, и в спектакле их особый мир воплощён в образах цыганских женщин. Они сопровождают купеческую жизнь, как некая неукротимая и вечная стихия, противоположная рациональному расчету. Цыганские мотивы, звучащие уже в фойе перед спектаклем, настраивают зрителей на особый, щемяще-возвышенный тон песнями о потерянной любви и воле. В спектакле Лариса оказывается мишенью между двух начал — делового расчёта и стихийного порыва. Главная героиня в исполнении актрисы Елены Альфер не случайно тянется к вольным цыганкам — она так же своевольна и талантлива, так же следует зову сердца, как они. Но в реалиях маленького купеческого городка ее красота и нежность — только объект для торга…

Образ Карандышева в исполнении актера Станислава Ананьина очень необычен – в калининградском спектакле он предстает единственным мужчиной, который видит в Ларисе женщину и личность, а не объект вожделения. Только он способен на поступок ради любви, выходящий за рамки обычного человеческого здравомыслия.

По итогам 15-го Всероссийского фестиваля «Дни А.Н.Островского в Костроме» Станислав Ананьин стал Лауреатом фестиваля за исполнение роли Карандышева в спектакле «Бесприданница» Калининградского областного музыкального театра. К слову, в рамках гастролей он же исполнял еще две главные роли в рок-опере А.Рыбникова «Хоакин» и спектакле О.Болычевой «Мужское танго». Всего в фестивале приняло участие пять спектаклей из пяти городов — Калининграда, Москвы, Костромы, Кинешмы и Рязани, в том числе — прославленный Центральный Академический театр Российской Армии со спектаклем «Волки и овцы».

Фестивалю предшествовали выступления Калининградского областного музыкального театра на сцене Костромского драматического в рамках обменных гастролей, которые стали возможными благодаря финансовой поддержке Министерства культуры России. До этого костромичи привезли четыре спектакля в Калининград. По словам главного режиссёра С.Ю.Кузьмича, они показали калининградцам все грани именно традиционного русского театра. Учитывая анклавное расположение Калининграда, его оторванность от большой театральной России, эти гастроли вызвали огромный зрительский интерес. 

Калининградский Музыкальный театр уже подготовил костромичей к тому, что будет что-то необычное, новое, непредсказуемое. Два года назад калининградские артисты показывали на сцене Костромского государственного драматического театра им.А.Н.Островского спектакли «Осада» Е.Гришковца и рок-драму О.Болычевой «Любить Нерона». Прием публики был настолько горячим, что о гастролях в Костроме калининградцы мечтали с тех самых пор. Для публики, выросшей на мощной классической традиции театра А.Н.Островского, воспринимать такие спектакли — это эксперимент, испытание, неожиданность.

В этом году зрители были поражены уже первым гастрольным спектаклем — легендарной рок-оперой А.Рыбникова «Хоакин«, которая почти десятилетие живёт на калининградской сцене как абсолютно уникальное явление, знаковое для творческого почерка театра. Уникальные постановки — это творческий стиль художественного руководителя театра, Заслуженного деятеля искусств России Валерия Лысенко. Именно его дружеские, партнерские отношения с выдающимся композитором Алексеем Рыбниковым, с которым Валерий Лысенко не один год вместе работал и реализовывал творческие проекты, привели к идее постановки рок-оперы. Противопоставление мечты и смерти, трагические повороты сюжета — все это создает неповторимый, поэтический, страстный, предельно наполненный эмоциями мир, где высокие порывы граничат с звериной жестокостью, звезды — с ударами ножей в сердце… Рок-опера создавалась режиссером Анной Трифоновой как дипломный спектакль Калининградского отделения курса ГИТИСа, трюки ставил Завкафедрой сценической пластики ГИТИСа А.З.Закиров, хореографию — балетмейстер Оксана Холева. В сложнейшей хореографии актёры действуют как единый организм во всем — в пластике, в вокале, в драматической подаче образов.

Бессменный исполнитель роли Хоакина в рок-опере — актер Музыкального театра Станислав Ананьин. Его талант отличается силой и многогранностью — незаурядные музыкальные данные, великолепная, вплоть до почти цирковых трюков, пластика, и мощь драматического накала в исполнении главной роли в рок-опере оказывают незабываемое, сильнейшее впечатление на зрителей. Путь от влюбленного, воодушевленного мечтами и готового на подвиги юноши к нечеловеческому горю и разъяренному мщению проживается актером в полную силу менее чем за два часа и во всех регистрах — чувства, голоса, тела. Яростный крик Хоакина, потерявшего свою возлюбленную Росситу, почти у всего зрительного зала вызывает слезы, а финальные аплодисменты зрителей — всегда искренние и долгие.

Роль Росситы в рок-опере исполняет Галина Кузнецова. В Калининградском Музыкальном театре она одновременно и солистка, исполняющая главные партии в операх, опереттах и мюзиклах, и драматическая актриса. Может быть, поэтому она создает незабываемый, цельный, нежный образ в рок-опере, воплощенную мечту главного героя. Особенность труппы Калининградского музыкального театра в том, что его артисты на высоком профессиональном уровне владеют всеми тремя составляющими — вокалом, пластикой, актерской игрой. С первых выступлений рок-опера превратилась в некое яростное и неделимое целое, которое неотвратимо воздействует на зрителя, доводя до катарсиса. Метафизика бессмертной любви воссоздаётся скупыми и точными средствами и предельной актерской самоотдачей. Такие спектакли рождаются нечасто, и им суждена долгая жизнь. Работа над спектаклем не прекращается и сейчас — обновленную в феврале 2017 года версию «Хоакина» в постановке Валерия Лысенко теперь увидели и в Костроме.

Ещё один эксперимент, привезённый на костромские подмостки — спектакль «Мужское танго« по пьесе Ольги Болычевой в постановке Елены Сафоновой. Новая экспериментальная постановка, жанр которой режиссер определила как «cтрасти по Вагнеру», в лучших постмодернистский традициях сочетает в себе вроде бы несоединимые элементы. В основе cюжета – кризисный период в жизни оперной дивы во всей его сложности, яркости и невероятном нервном напряжении. Калининградцы смогли удивить видавших виды театралов, представив свой особый стиль на стыке самых разных жанров — от оперы до комедии. Соединение оперных арий и разговорного сленга, стихотворного размера и стиля желтой прессы кажется невозможным. Но именно это и доказывает, что «вагнеровский» масштаб страстей мало совместим с обычной жизнью знаменитостей. Талант оперной дивы Екатерины Загорской (актриса Елена Альфер) становится тяжелым бременем для неё же самой. И героиня, как вагнеровский Тангейзер, мечется между земным и небесным…

Для маленьких зрителей Калининградский Музыкальный театр привез один из лучших своих мюзиклов — «Царевну Лягушку« Е.Шашина, Н.Кузьминых.
Неделя гастрольных спектаклей прошла на аншлагах, билеты были раскуплены заранее.

Актёры Музыкального театра Елена Альфер, Станислав Ананьин, Антон Арнтгольц, Михаил Петров, Елена Князева, Антон Макеев играли ведущие роли в большинстве гастрольных спектаклей. Калининградский Музыкальный театр, один из самых молодых театров России, показал в Костроме самые разные грани и образы своего творческого стиля и репертуара. Впечатления от горячего приема костромской публики, от оваций и цветов зрительного зала, от гостеприимства театра им. А.Н.Островского наверняка запомнятся калининградским артистам надолго. Благодаря таким проектам Калининградский Музыкальный театр становится яркой и неотъемлемой частью театральной жизни России.