МИНИСТЕРСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Войти | Регистрация
Версия для слабовидящих

На крыло

09 августа 2024

По дороге из Калининграда в Советск шофер привлек мое внимание к маленькому параду: на дугах придорожных фонарей расселись по одному несколько журавлей. «Видите, один значительно крупнее других? Это – отец. Сейчас своих подросших птенцов на крыло ставить будет!» Тоже ведь лаборатория, почему-то подумала я…

Хотя, понятно почему. Я ехала на очередную сессию режиссерской лаборатории в рамках Программы поддержки театров малых городов России, которую вот уж который год при участии Министерства культуры РФ проводит Государственный Театр Наций. На сей раз участниками стали театры Калининградской области.

Ассоциация с журавлиной школой возникла у меня еще и потому, что в Советск, в знаменитый Тильзит-Театр (ныне Калининградский областной ТЮЗ «Молодёжный»)) приехали совсем молодые режиссеры.  Ирина Дремова (2020 году окончила Новосибирский театральный институт, мастерская Сергея Афанасьева) и вовсе впервые попала в лабораторию Театра Наций. Начинать в театре с историей, со своей традицией и с опытом проведения лабораторий, с одной стороны, легче: поддержат, подскажут. Но, с другой стороны, чем-то удивить, зацепить опытных актеров – дело не простое. «Молодежный» из предложенного набора пьес (около 50 текстов) выбрал три семейные драмы для всех поколений труппы и зрителей: про подростков «Август 6» Андрея Иванова, про семейную пару около 30 «Цапля» Екатерины Бронниковой и про большую семью, где главным героям 60+, «Лампочки» Анастасии Малейко. Театр знает, что интересно городу. Советск, бывший Тильзит, небольшой, но с очень глубоким историческим фундаментом городок: многовековая брусчатка, ухоженные парки, крепкие невысокие не типовые дома, постепенно реставрируемые до образа рубежа XIX/XX века, мост королевы Луизы через Неман, помнящий Наполеона. На одной из центральных площадей отлично уживаются Первый трамвай, Ленин и лукаво поглядывающий на обоих Лось. Здесь ценят ремесло, рано ложатся спать и любят театр про людей. Человеческие истории «Молодежный» и выбрал. И ещё пьесы, где есть роли для сильных актеров.

Ирине Дрёмовой досталась «Цапля»: в семье молодой лингвистов она — добытчик, а он пытается возродить мертвый язык. Да еще приносит в квартиру раненую цаплю, чтобы перезимовала и подлечилась. Всем хорош, вот только кормить, лечить и ремонтировать квартиру после буйств дикой птицы приходится жене. В пьесе Екатерины Бронниковой еще много перипетий и бытовых, и трагических, и обнадеживающих. Но режиссер остановилась на «предлагаемых обстоятельствах»: двое в тесном пространстве и Цапля. На показе сложилось впечатление, что нам представляют этюды на тему. Режиссер просто представила зрителям персонажей. При чем каждый исполнитель предложил свою игру, не пытаясь даже договорится о жанре возможного спектакля и о его конечном смысле: забавный эксцентрик Владимир Комиссаровский в роли Мужа, стремящаяся к достоверности Виктория Викулова в роли Жены, и обаятельная экстравагантная чудачка, с добродушным намёком вяжущая пинетки, Ирина Несмиянова (звезда Тильзит-Театра) в роли Цапли. Какие неудобства столь прелестная особа может хоть кому-то доставить, осталось не ясным. Зато ясно, что зрители рады увидеть своих актеров такими, какими их давно любят.

Ярослав Жевнеров окончил ГИТИС (мастерская О. Кудряшова) и вовсе только в прошлом году. Но уже успел поучаствовать в нескольких лабораториях. В «Модолёжном» с пьесой Андрея Иванова «Август 6» он обошелся решительно. Перевернул всю ее конструкцию. У автора путешествие мальчика Саши на самодельном космическом корабле к просящей о помощи неведомой планете Август 6 выглядит по-началу забавной игрой. Неожиданные препятствия на пути к подвигу, причудливые персонажи вроде саблезубых грибов или маленького бронтозавра, мешающие или помогающие Саше достичь цели — плоды его неудержимой фантазии. И лишь в финале становится понятным, что мальчишка не может принять, что шестого августа они попали в аварию, в которой погибла мама, и «бежит» в игру, надеясь найти средство ее спасения. В эскизе режиссер заявил о трагедии в первой же сцене. С одной стороны, желание разговаривать со зрителями-подростками серьезно о серьёзном вызывает уважение. Но, с другой стороны, взятая сразу трагическая нота обесценила всю игру и интригу. Анатолий Трапезников, играя роль Саши, старался нигде не сфальшивить, но режиссер не дал ему возможности развить роль. Только скорбная печаль. Даже остроумно придуманные визуальные эффекты не выдержали эмоционального сравнения с очевидным сиротством Саши. Эскизу не хватило занимательности, что важно для подростковой публики.

Самым опытным участником лаборатории в Советске стал Алексей Логачев (2011 году окончил ГИТИС, мастерская Е. Каменьковича, Д. Крымова). Режиссер – автор десятков эскизов во многих театрах России, которые превратились в полноценные спектакли, стали участниками престижных фестивалей. В «Молодёжном» он подробно и вдумчиво поработал с пьесой Анастасии Малейко «Лампочки». Житейская мелодрама: пожилая пара много лет не может забыть и простить друг другу давнюю влюбленность мужа, тогда школьного учителя, в свою ученицу. Романа не состоялось. Семья уцелела, но счастья в ней нет. Дочь содержит очередного молодого мужа. Внук от них сбежал к деду с бабкой, сидит в своей комнате и играет на гитаре всего четыре ноты. Стоило ли ради этого отказываться от любви? История, что называется, жизненная, но написана она языком книжным, с красивостями, с монологами в зал. Логачев решил не заставлять актеров быть правдоподобными. Свои литературные реплики они почти без эмоций бросают в зал, а не партнерам. И через отсутствие сценического общения рождается привычное для персонажей отсутствие живого общения. Они привыкли жить рядом, но не вместе. Эмоция рождается только в воспоминаниях (тех самых монологах в зал). Режиссерский прием понятен. И актерами он был воспринят с интересом. Но эскиз получился именно эскизом, неким интересным тренингом по преодолению материала. Было бы очень интересно посмотреть, как режиссер Логачев с этой уже сложившейся и поверившей ему компанией актеров поставил пьесу, которая волнует его сегодня.

В целом лаборатория в «Молодёжном» прошла с большой актерской отдачей. По всему чувствовалось (в том числе и по тому энтузиазму, с которым труппа участвовала в тренингах по сценической речи, которые проводила Марина Гарсия Солано — старший преподаватель кафедры сценической речи Московской театральной школы Олега Табакова), что театр готовится к новому этапу. Недавно вернувшись в прекрасно отремонтированное уютное и хорошо оборудованное свое здание, «Молодежный» ищет новый репертуар.  И, как призналась его директор Анна Кулиева, ищет нового лидера.

Еще одним участником лаборатории стал Калининградский областной музыкальный театр. По-началу показалось, что стал из спортивного интереса, без большой надежды на результат. Театр привык к аншлагам. Лето — пора, когда певцы и танцовщики востребованы в культурных программах курортного города. Режиссеру Денису Сорокотягину трудно было даже собрать актеров на репетиции. Но постепенно они втянулись в работу. Театр предложил ему инсценировку повести Тургенева «Ася» с уже готовой партитурой музыкальных номеров. Но за несколько дней режиссер и текст переработал, и новую аранжировку сделал. И все это с деятельным участием исполнителей. Они не только сумели выучить свои музыкальные партии, но и с помощью педагога по сценической речи и актерскому мастерству Людмилы Бояриновой-Морозовой (Санкт-Петербург) постарались освоить органичный переход от пения к драматической игре. Получился внятный, хорошо исполненный мини-мюзикл о любви. На показ собралась вся труппа, которая восторженно поддержала коллег во время обсуждения. А художественный руководитель театра Елена Альфер сразу объявила, что эскиз обязательно будет дорабатываться до полноценной премьеры и театр с нетерпением ждёт продолжения работы с режиссером Денисом Сорокотягиным.

Обнадёживающий итог лаборатории.

 

Текст: Елена Груева