МИНИСТЕРСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Войти | Регистрация
Версия для слабовидящих 2019 Год театра в России

К нам приехал наш любимый автор Наталья Кузьминых!

30 декабря 2018

Интервью с Натальей Кузьминых, автором либретто к мюзиклам «Царевна — лягушка», «Музыкальный детектив» и к новой премьере — «Тайны компьютерного царства»

Вы специально приехали на премьеру мюзикла для детей? Как настроение?

Настроение отличное, предновогоднее, замечательное. Новогодний мюзикл в Калининградском музыкальном театре называется «Тайны компьютерного царства», я автор либретто, композитор — Егор Шашин. Приехала посмотреть, поддержать, пообщаться с любимым театром, с любимыми артистами, получить замечательное предновогоднее настроение и заряд бодрости на следующий год.
Я пишу сказки уже не первый год, до этого я писала песни. Думаю, ребятам из Калининграда известно много моих песен, они звучат на Детском радио. Это и «Косички», и «Веселый спор», и «Варись, варись кашка», и много других песен. Затем стала писать уже мюзиклы с соавторами — композиторами. Калининградский Музыкальный театр одним из первых поставил мюзикл «Царевна — лягушка» три года назад, и по этому поводу я уже была в Калининграде. Теперь, спустя три года, приехала посмотреть «Тайны компьютерного царства». В репертуаре есть еще один мой мюзикл — «Музыкальный детектив», в котором главный герой — Кот в сапогах.

Сложно писать мюзиклы для детей?

Я пишу сценарий и стихи для песен, все вместе это называется либретто. Работаю с разными композиторами — Егором Шашиным, Юлией Донской, Евгением Павловичем Крылатовым, который всем известен и любим. Мы с ним написали мюзикл про Красную Шапочку не так давно.

Юный зритель искушенный сейчас?

Ну конечно, конечно! Сейчас время меняется, дети буквально рождаются с айпадами и айфонами, уже в коляске умеют ими управлять. Кинематограф развивается совершенно бешеными темпами, сколько всего стало возможным на экране. Сейчас, чтобы детей удивить, сосредоточить их внимание, чем-то заинтересовать — нужно применить много усилий, особую изворотливость авторам, чтобы зрители с интересом и восторгом смотрели постановку, чтобы они хотели приходить в театр, чтобы в театре дети на час-полтора забывали о гаджетах и компьютерах. Если ребенок тихо сидит и смотрит, если ему все нравится и он уходит с большим восторгом, значит, что мы совместно с авторами, с постановочной группой, с артистами сделали огромное дело. Если ребенок вернулся в театр повторно, если он просит у родителей «давай мы пойдем на эту же сказку» или на другую — это уже большое счастье.

Ваш главный цензор — ваш сын?

Да. Как правило, ему приходится выступать в качестве первого слушателя. Несмотря на свой юный возраст, он очень внимательно все слушает и иногда даже замечает противоречия в поведении персонажей. С семи лет примерно он стал слушателем и первым критиком. Я всегда смотрю на его реакцию — смешно ли ему. Ведь для детей важна в первую очередь эмоция — возникла она или не возникла. Если он смеется взахлеб, он не подыгрывает мне, а относится искренне к происходящему, желая, чтобы и другим детям тоже понравилось.
Вы встречаетесь с детьми как автор, чтобы узнать, чего бы им хотелось?

Бывают иногда такие встречи, а четыре года назад в Москве у меня состоялся авторский вечер. С детьми общаюсь очень много, поскольку работаю постоянно с театрами, и с театром песни «Талисман», исполняющим мои песни на «Детском радио». Детей, действительно, очень сложно обмануть. Взрослый может сыграть, сымитировать эмоцию, поддержать, чтобы не обидеть. Дети лишены такого подыгрывания. Либо у них есть восторг, либо нет. Либо они разучивают новую песню с радостью, либо никак. Реакция детей — это лакмусовая бумажка для понимания, удачная ли сказка или песня. Очень важна обратная связь, отзывы зрителей. И сегодня в Калининградском Музыкальном театре мы вместе с сыном с огромным удовольствием смотрели «Тайны компьютерного царства». Я многого не ожидала, у меня было много открытий сегодня. Написать сценарий — это первый этап, а дальше присоединяется режиссерско-постановочная группа — режиссер (Евгений Макаревич), художник (Елена Альфер), декораторы (Алексей и Елена Старцевы), хореограф (Оксана Холева), артисты — все вносят свой вклад. Руководитель постановки — Валерий Иванович Лысенко, и меня потрясло, как он понимает детскую психологию, как знает, в какой момент подключить детей — это фантастика. Он все время работает с детьми на протяжении мюзикла, постоянно их задействует, дети являются соучастниками этого спектакля. Они действительно находятся внутри компьютерного царства, помогают своими аплодисментами, кричат, танцуют, выходят на сцену — чего они только не делают! Фактически происходит спектакль во всем зале — не только на сцене. Зрители являются полноправными артистами, по сути, в этом спектакле. Я, конечно, такого еще не видела: как дети откликаются на предложения героев сказки, им интересно, у них глаза горят. Они выходят абсолютно счастливыми, что им удалось не просто побывать в сказке, а стать героем этой сказки — вот что очень важно. Я очень рада, что получился такой интересный симбиоз между зрительным залом и артистами.

Что еще вы хотите реализовать на сцене нашего Калининградского областного музыкального театра?

Сложно говорить о планах. Мюзиклов для детей написано много, но выбор каждый раз зависит от театра. Что-то реализуется сразу, чему-то необходимо «полежать», пока созреет творческое решение. Кстати, я хочу выразить отдельную благодарность художнику мюзикла, актрисе Елене Альфер, которая безумно талантливо придумала костюмы и сценографию этого мюзикла. Столько неоновых лампочек я не видела, кажется, ни в одной сказке. Все сверкает, все играет, все переливается. Это действительно погружение в компьютерный мир. Ради этого я и приехала — решила, что должна все увидеть собственными глазами. Все эти костюмы, лампочки, компьютерную графику, танцы, реакцию детей — ничего не пропустить. Сама по себе сказка очень актуальная, на мой взгляд. В ней раскрывается одна из тем, о которой действительно стоит сегодня поговорить с детьми. Дети до такой степени погружены в гаджеты, а как же окружающий мир? Облака, ветер, дождь, снег, природа — кому-то это на сегодняшний день нужно? А если исчезнут звуки музыки, шелест листьев, краски пейзажа — кто это заметит, если все в гаджетах? Очень важно детям этот вопрос хотя бы задать, поговорить родителям об этой теме, провести вечер в беседе. И отдельная благодарность композитору Егору Шашину, с которым мы много сказок уже написали. Первой песней в мюзикле звучит наша песня «Косички», которая стала хитом по всей России — ее поют, ее знают, под нее танцуют. Остальные — больше десятка песен — тоже многие запоминают и напевают.

Желаю долгой удачной жизни новому детскому мюзиклу в Калининградском Музыкальном театре!