13 марта 2020
7 и 8 марта в Калининградском областном музыкальном театре состоялась премьера нового мюзикла — «Великий Гэтсби» композитора Владимира Баскина по одноименному роману Ф.Фицджеральда. Композитор поделился своими впечатлениями о театре и премьере:
— Идея написать мюзикл по роману Фицжеральда «Великий Гэтсби» принадлежит директору Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл» Юлии Стрижак. В этом её всецело поддержал художественный руководитель Фабио Мастранджело. Трудно переоценить все достоинства этой идеи: огромное богатство музыкальных и визуальных средств (костюмы, сценография), эпоха Джаза, разнообразные по выразительным возможностям персонажи (от светского общества – гостей вечеринок Гэтсби — до трущоб и «Долины Шлака») и, конечно, великая любовь в основе этой истории. Кроме того, популярность этого романа у россиян и прекрасные экранизации добавили мюзиклу пиара и заинтересованности зрителей! Либретто написала лауреат Высшей премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» Наталья Индейкина, она же режиссёр первой постановки в Мюзик-Холле, а тексты музыкальных номеров — лауреат Всероссийской национальной премии «Золотая маска» Константин Рубинский.
Что сказать о калининградском музыкальном театре? Я познакомился с вашим театром на пороге вашего тридцатилетия. Понимаю, что за это время было всё: и «лихие» девяностые, и поиски «своего» лица, и поиски здания, и создание коллектива и полноценного репертуара. Для меня очевидно, что каждый театр похож на своих создателей, своих обитателей — тех, кто вложил в театр свои души, жизни, судьбы.
В первую очередь, это, конечно, президент театра, его создатель — Валерий Иванович Лысенко. Мы с ним познакомились в Екатеринбурге на юбилее Свердловского музыкального театра полтора года назад. И уже через три месяца он позвонил мне и сказал, что театр всем коллективом выбрал «Великого Гэтсби» для постановки.
Два дня – это очень мало, чтобы сделать полноценный «рентген» творческого организма, но вот что бросилось в глаза… Исторически так сложилось, что вы одновременно развиваетесь в трех направлениях — как драматический, оперный и музыкальный (т.е. мюзикловый) театр. И все три направления театра в равной степени обогащают друг друга. Его артисты универсальные в самом высоком смысле этого понятия. Калининградский Музыкальный театр близок к недосягаемому в нашей стране определению «синтетический театр», который в России практически нереализуем, а на Бродвее – самое обычное дело.
Независимо от своей специфики, все артисты готовы работать в любых направлениях, осваивать новые жанры, стили, амплуа. Ребята много работают, театр не боится браться за самые сложные творческие задачи. Один «Великий Гэтсби» чего стоит! Ведь в нём большое количество хоров, ансамблей, танцев, сложных драматических задач.
Коллектив смелый, молодой, амбициозный, и это не случайно. История театра, как я узнал, тесно связана с одним из лучших российских режиссёров – Дмитрием Бертманом. Здесь его ученики и среди артистов, и среди режиссёров! Я на собственном примере знаю, что большой мастер передаёт им не только секреты мастерства, но и идейную сущность, самые высокие жизненные устремления, устанавливает высокие планки в искусстве, в служении театру. Очень рад, что познакомился с вашим режиссёром — Сергеем Егоровым. Ещё при подготовке к спектаклю, обсуждая творческие решения по телефону, я убедился, насколько Сергей профессионален, скрупулезен в деталях, насколько широк у него творческий кругозор! И спектакль полностью подтвердил эти ощущения.
Я побывал на двух премьерных спектаклях мюзикла «Великий Гэтсби» — 7 и 8 марта, и оба дня в зале был аншлаг. Точно выстроенный, полифоничный, зрелищный, драматически насыщенный, спектакль подкупает зрителя и глубиной, и искренностью. Все детали продуманы. Великолепна хореография балетмейстера-постановщика Оксаны Холевой, как я понял, одного из главных помощников режиссёра! В танцевальных композициях все движения невероятно органичны, а не сами по себе, как иногда бывает.
Безупречна работа музыкального руководителя спектакля Александра Дудницкого. Будучи представителем «оперного цеха», он отнёсся к жанру мюзикла, как к равноценному опере жанру, задал планку высоких художественных и музыкальных задач. После спектакля многие зрители подходили ко мне и благодарили за красивую, выразительную музыку. Думаю, в этом есть заслуга и Александра Дудницкого, ведь все артисты исполняли свои партии очень красивым звуком и с точной интонацией.
Все персонажи меня в полной мере покорили. В первом мюзикле был молодёжный состав, во втором — более опытный. Но убедили автора все исполнители — и Гэтсби, и Томы, и Дэйзи, и Джордан и Миртл (они были в «единственном числе»). Не хочу никого выделять, чтобы не обидеть других. Очень порадовался, что художественный руководитель театра – Елена Альфер – тоже актриса, которая в спектакле замечательно исполнила роль Дэйзи. Хочу только пожелать ей, чтобы не уходила целиком в административные хлопоты и продолжала играть в спектаклях! Это на пользу и ей, и театру!
Не буду скрывать, что очень хочу продолжить творческое сотрудничество с Калининградским областным музыкальным театром. И даже уже предложил пару своих названий, которые, как мне кажется, понравятся и зрителям, и дадут богатый драматургический материал артистам. Решать руководителям театра и режиссёру, но я навсегда остаюсь горячим поклонником вашего театра, ваших артистов и вашего города!
Уверен, что Калининградский музыкальный театр набирает обороты и опыта на пути к новым вершинам мастерства и признания!