МИНИСТЕРСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Войти | Регистрация
Версия для слабовидящих

Премьера мюзикла «Снегурочка» в Калининградском областном музыкальном театре

25 декабря 2022

 

23 декабря 2022

К предстоящему в апреле будущего года 200-летию со дня рождения А.Н. Островского Калининградский областной музыкальный театр 10 и 11 декабря представил мюзикл по его философской сказке «Снегурочка».

Отчетливый уклон в мюзикл, заметный в последние годы в Калининградском музыкальном театре (поставлены сочинения Максима Дунаевского, Алексея Рыбникова, Евгения Загота и других авторов) — вполне объяснимая тенденция. В нестоличных условиях музыкальный театр «отвечает» за все жанры — от академических до прикладных. Мюзикл — отличный способ диалога с новым поколением зрителей, и этому способствует геополитическая ситуация: рисуется альтернатива не только собственно театральным жанрам, но и схлопывающемуся кинематографу. Дело, как говорится, за малым — сплоченной командой актеров и постановщиков, знающих, как это делать, — и финансовым фундаментом. И то, и другое у театра есть: команду возглавляет художественный руководитель Елена Альфер, прошедшая школу Дмитрия Бертмана, а спектакль поддержан Министерством культуры и Союзом театральных деятелей России.

Три заявленных автора — композитор Ева Симуран, либреттист Ольга Болычева и автор стихов Константин Арсенев — не простая формальность: сама пьеса, поэтический текст арий и ансамблей и собственно музыка образуют логичное целое. Ольга Болычева явно опирается не только на пьесу Островского, но и на оперу Римского-Корсакова — и в общей композиции, и в некоторых драматургических акцентах. С учетом того, что опера Римского-Корсакова — один из сверхтекстов всей русской культуры, — вполне обоснованный ход. Впрочем, открыты и некоторые смысловые купюры, ведущие нас обратно к Островскому. Например, это Елена Прекрасная, жена боярина Бермяты. У Римского-Корсакова этого персонажа нет: как альтернативы Снегурочке ему достаточно одной женщины из крови и плоти — Купавы. В мюзикле Елена Прекрасная напоминает не то Мессалину, не то Клеопатру в трактовке Элизабет Тейлор: она постоянно призывает к счастью в личной жизни (важное уточнение: в рамках хорошего вкуса).

В условиях, когда либретто базируется на нежнейшем тексте первоисточника, роль поэта становится еще более ответственной. Константин Арсенев справился с ней на отлично; он протянул лингвистический мостик из XIX в XXI столетие. И даже вечная трудность сочинения некоторых стихов на готовую мелодию, в целом, была обойдена без потерь.

Для молодого композитора Евы Симуран «Снегурочка» — первая большая работа в музыкальном театре, и уже то, что трехчасовой мюзикл слушается на едином дыхании, говорит в пользу автора (как ни ставь, — а мюзикл без музыки — что всадник без головы). Голова у всадника, определенно, есть, — другое дело, что по естественным причинам (прежде всего, возрастным) характерное автору подчас удается лучше лирического. Ради нескольких лейтмотивов композитор иногда жертвует индивидуальными характеристиками героев. Музыкальный стиль работы смело сочетает направления академической и прикладной музыки, и, пожалуй, самыми яркими становятся фолк-роковые хоровые эпизоды (аналоги чудесных фольклорных реконструкций у Римского-Корсакова). В некоторых номерах заметно недостаточно детальное знание вокала, — и певцам, независимо от базовой постановки голоса, приходится слишком резво «гулять» по диапазону, приспосабливаясь к неудобствам.

В оценку вокальной составляющей спектакля драматически вмешались два обстоятельства: во-первых, одному из составов не перепал генеральный прогон; во-вторых, — на первом спектакле в зал несся почти роковый звук, провоцировавший пережим; прежде всего, это отразилось на качестве ансамблей (в том числе в тихих местах, требующих тонкой работы). Второй спектакль отличался от первого, как небо и земля: по-настоящему услышав себя и оркестр, актеры ощутили кайф от происходящего. Среди впечатляющих работ — Елена Альфер в роли Купавы, Галина Окунева в роли Весны-Красны (красивое, темное меццо на грани контральто, она запомнилась многим на конкурсе «ОпереттаLand — 2021»), Сергей Тарасов в роли Леля, Михаил Петров в роли Мизгиря, Александр Дудницкий (музыкальный руководитель спектакля) в роли Мороза. Все отмеченные артисты работают без страховки, — а по ряду других персонажей имеется два состава. Интересен «дуэт» Снегурочек. Первая (10 декабря), Мария Свежинская, отчасти пала жертвой отмеченной любви к року мастеров звука. Оперная природа (и соответствующая школа) артистки несомненна, — с самого начала в ее трактовке партии уже заметна теплота будущей реальной женщины. Голос и актерский темперамент второй Снегурочки (11 декабря), Юлии Русаковой — явно мюзикльной природы. В ее трактовке образа есть элементы не то аниме, не то хентай, — но, пожалуй, в конце сказки Ярило-Солнце растопило в этой девушке не весь лед.

На сладкое — два приятных сюрприза. Первый — превосходно звучащий оркестр под управлением Александра Зингера. Второй — режиссура Оксаны Холевой: деликатная, естественная, она резонирует музыкальным лейтмотивам спектакля. Во-многом, режиссерское решение вырастает из хореографии (изначально Оксана Холева — именно хореограф), и это определенно идет на пользу спектаклю: образуется единое поле пластической энергии, поддержанной сценографией, костюмами, светом.

Текст: Михаил Сегельман

Источник: портал «Городские развлечения» онлайн-журнал о культуре и обществе (gor-r.ru), г.Москва

Фото: Виталий Невар (Калининград)