МИНИСТЕРСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Войти | Регистрация
Версия для слабовидящих 2019 Год театра в России

Калининград. Стихия страстей

06 февраля 2018

Выпуск №5-205/2018, В России

Калининградский музыкальный театр — один из самых молодых в России, в нем, можно сказать, нет «возрастных» актеров. Основным составом труппы стал выпуск четырех курсов РАТИ (ГИТИС) мастерской Дмитрия Бертмана («музыкальный театр») и Леонида Хейфеца («драматический театр»). Профессиональный уровень труппы таков, что она способна осуществить спектакль практически любого жанра — оперу и оперетту, мюзикл и рок-драму, комедию и сказку, самый смелый междужанровый театральный эксперимент. Артисты находятся в режиме постоянного профессионального и музыкального тренинга, поэтому режиссеры могут не ограничивать свою фантазию.

Это привлекло режиссера и художника Елену Сафонову, поставившую «Бесприданницу» в Калининградском областном музыкальном театре и открывшем пятнадцатые «Дни А.Н. Островского в Костроме».

В калининградской «Бесприданнице» мир делового мужского расчета предстает сразу во всей красе: купеческая иерархия, продажа парохода, и, когда речь заходит о бесприданнице Ларисе (Елена Альфер), сразу звучит «всякому товару своя цена есть». Имя ей найдено, обозначено, все согласны. Согласна даже маменька Ларисы Харита Игнатьевна (Елена Князева) — дочь желательно бы в содержанки, но только после хоть какого-нибудь замужества. И пока почти все персонажи этой истории кроят судьбу Ларисы по своим обычным понятиям, она вместе со своим женихом болтает о том, о сем, глядя на Волгу, и каждому из них будущая семейная жизнь «представляется каким-то раем». Возвращение Паратова рушит идиллию, которая существует между Ларисой и Карандышевым (Станислав Ананьин). Жених беден, по меркам городка, но счастлив безмерно. Только он один и любит Ларису не как долгожданный приз. Карандышев неловко, неумело стремится соответствовать ее обычному окружению. Конечно, в нем есть и тщеславие, но чувства — сильнее, и они уже почти взаимны.

Когда Паратову (Антон Макеев) становятся очевидны эти чувства, он решает отомстить исключительно из самолюбия: Лариса уже была влюблена в него, а теперь «товар уходит из рук». Он не отличается от других купцов ничем, кроме более размашистых демонстраций своего богатства и мужской удали. И Лариса возвращается — ведь в сравнении с Паратовым Карандышев проигрывает во всем. Хотела ли она таким образом все-таки принудить Паратова жениться? Просто не совладала с прежней влюбленностью, которая закончилась так внезапно? А может, решила сделать так, как хочется именно в эту минуту, как празднующие свои успехи «хозяева жизни» — мужчины? Так же, как Паратов, не разбирающий последствия своих поступков для «маленьких людей», Робинзона, например? Наверное, все сразу.

Судьба красавицы-бесприданницы разыгрывается «известными людьми» города, и она предрешена изначально. Рискованным, непредсказуемым поступком бегства со званого обеда Лариса пытается «обнулить» игру, которую ведут вокруг нее «большие люди», но даже это им на руку. Купцы (Вожеватов Михаила Петрова и Кнуров Антона Арнтгольца) заранее просчитывают такую ситуацию: барышня найдет себе покровителя, и только вопрос азарта — кого именно? И если маменька мужские игры оборачивает в свою пользу, то Лариса на такие интриги неспособна. Она же «эфир», «хитрости нет». В ее положении всерьез рассчитывать на брак с Паратовым невозможно, но и рядом с таким барином никакого Карандышева больше не существует. В своем эгоистичном стремлении к самому желанному вопреки здравому смыслу и даже морали Паратов и Лариса — «два сапога пара». Да только Лариса своей судьбой не распоряжается, она лишь пешка в чужой игре.

Декорации спектакля напоминают шахматную доску — серая панель с изображением парохода — провал; еще панель — провал, заботливо прикрытый ковром. И не объедешь, не обойдешь купеческие хитросплетения и ходы никак — ни на велосипеде, ни прячась среди цыганок, ни бросившись сверху с самой высоты, с видом на Волгу… Цыганки, сопровождающие события, вроде бы кормятся от барского разгула. Но их песни говорят о другом: женское сердце не подвластно расчетам, любовь — это ценность превыше любых денег и выгод.

На Всероссийском фестивале «Дни А.Н. Островского в Костроме» Станислав Ананьин за исполнение роли Карандышева был награжден «Специальным призом жюри». Для молодого Калининградского музыкального театра это серьезное профессиональное достижение. Жюри и публика не случайно отметили эту актерскую работу — калининградский Карандышев необычен и оригинален в сравнении с общепринятым прочтением. Его Юлий Капитоныч серьезен и прост, он искренне любит свою невесту. Изначально видя в разгульных купеческих праздниках «цыганский табор», Карандышев намерен жить долго, счастливо и по средствам, он искренне верит, что Лариса станет ему хорошей женой. Именно поэтому ее предательство ранит его смертельно — она убивает их общее будущее, их семью, их доверие друг к другу. Но даже тогда Карандышев хочет мстить не ей, а только ничтожествам, разыгрывающим любовь в «орлянку». Он более всех среди мужчин пьесы похож на тот идеал, который ищут женщины — способный на любовь, на поступок, избегающий мишуры и внешнего блеска, постоянный и терпеливый. Правда, понять и оценить его достоинства Лариса не сумела…

В этом спектакле Лариса и Карандышев становятся парой, ломающей предначертанное их бедностью будущее. Им обоим нестерпимо, что Лариса — «вещь», будущая содержанка. И Карандышев убивает свою возлюбленную с шекспировским размахом — в его выстреле спасение ее души, а не мелкое тщеславие. Мужской поступок, выходящий за пределы обычного человеческого здравомыслия и совершенный ради любви. А финал спектакля — отчаянная, веселая до злости цыганская песня-пляска, и от ее удали невыносимо больно…

В Калининградском музыкальном театре Елена Сафонова всегда создает неожиданные и яркие спектакли на стыке жанров: мистерия-буфф Г. Горина «Королевские игры», рок-драма О. Болычевой «Любить Нерона», «Мужское танго» в жанре «Страсти по Вагнеру». Конечно же, этот яркий и эпатажный режиссерский стиль превратил классическую пьесу А.Н. Островского в экстравагантную музыкальную драму. Собственное смелое прочтение материала и безграничная любовь к артистам — одна из основ режиссерского стиля. «Это единственная пьеса Островского, в которой появляются цыгане, — размышляет Елена Сафонова. — Разумеется, это не может быть случайным. Мне показалось интересным увидеть историю Ларисы Огудаловой через вольную стихию цыганского кочевья и любовных песен. Прагматичному мужскому миру купеческого расчета противостоит не менее могущественная женская стихия чувств, страстей и порывов, тоски по любви. И эту стихию в спектакле воплощают цыганки, их танцы и песни».

Фото предоставлены театром

Чугреева Евгения

Источник: strast10.ru