МИНИСТЕРСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Войти | Регистрация
Версия для слабовидящих

ДОН ЖУАН В СТИЛЕ «СМАРТ»

02 марта 2024

В Калининградском областном музыкальном театре уже несколько лет существует проект «Моцарт. Избранное»: известные классические оперы представлены в более современной и компактной форме. Цель проекта состоит в том, чтобы для обычного зрителя полтора часа оперы стали первым шагом к посещению полноценного оперного спектакля, зачастую длящегося свыше трёх часов и требующего немалой зрительской работы.

Для нового оперного формата были выбраны популярные арии, дуэты и ансамбли, мелодии которых знакомы не только любителям классической музыки, но и обычным театральным зрителям. Две популярные оперы в таком смарт-формате – «Моцарт. Свадьба Фигаро. Избранное» и «Моцарт. Волшебная флейта. Избранное» – с неизменным успехом идут на сцене театра уже несколько сезонов.

Для третьей смарт-оперы в своей афише Калининградский музыкальный театр пригласил постановочную группу – московского режиссёра Анну Левичеву, которая уже не один год сотрудничает с «Новой оперой», и художника постановщика Валентину Магомедову.

В их интерпретации история о Дон Жуане и знаменитая опера Моцарта вышли на новый уровень в прежнем компактном формате: зрители видят полноценный музыкальный спектакль, в котором сюжет о знаменитом ловеласе решён в жанре немого кино, хотя все известные арии в сопровождении квинтета исполняются солистами на языке оригинала.

Если обратиться к истории мифа о Дон Жуане, то первые легенды рисовали образ наглого и равнодушного к Божьему гневу, бестрепетного распутника. В XIX веке под влиянием романтизма его образ изменился:  Дон Жуан стал искателем совершенной красоты, ниспровергателем мещанской морали, намеренно испытывающим Божественное терпение чередой совращённых женщин и убитых в поединках мужчин. Премьера оперы В.- А. Моцарта «Дон Жуан, или Наказанный распутник» состоялась в 1787-м году в Праге. Автор либретто Лоренцо да Понте использовал не  только знаменитый сюжет Мольера, но и предшествовавшие ему толкования. В музыке Моцарта главный герой предстает беспечным озорником, искателем наслаждений, искусно уворачивающимся от неприятностей. Любовные искания как избыток жизненных сил в XIX веке уже не вызывали такого осуждения, как в Средневековье. Падение распутника в адскую бездну в финале оперы – скорее дань традиции, нежели соответствие жанру музыкальной драмы. Кроме того, в романтической опере Моцарта сама музыка, а не перипетии либретто, задавали новое прочтение знакомого сюжета. Бунтарская душа, влюблённые женские сердца, богоборчество, презрение к мелочности и благополучию буржуазного мира, взыскание и высоких идеалов, и адских бездн – всё это черты романтической эпохи, одним из олицетворений которой стал моцартовский Дон Жуан. В  бурной арии «Fin ch’han dal vino» Дон Жуан, нимало не таясь, раскрыл свою мятущуюся душу, своё презрение к  окружающим его людишкам, созданным лишь для того, чтобы он, себе на потеху, пагубно вторгался в их тусклое бытие… «Любовь – могучая таинственная сила, что потрясает и преображает глубочайшие основы бытия; что же за диво, если Дон Жуан в любви искал утоления той страстной тоски, которая теснила ему грудь, а дьявол именно тут и накинул ему петлю на шею?» – писал родившийся в Кёнигсберге (ныне – Калининград) Э. Т. А. Гофман, страстный поклонник Моцарта, сказочник и композитор. Его новелла о Дон Жуане сыграла важную роль в изменении восприятия этого героя современной ему публикой.

Анна Левичева, режиссёр-постановщик:

«Жанр, которым Моцарт обозначает свою оперу «Наказанный развратник», – drama gioccosa, «игривая драма». Вслед за Моцартом нам хотелось создать в спектакле весёлую игру, не относиться ко всему происходящему слишком серьёзно. В то же время была задача сделать действие понятным без слов, так как солисты поют на итальянском языке. Мы с художницей придумали игровой ход – поместить действие на съёмочную площадку немого кино. Аскетичный колорит идёт контрапунктом к накалу страстей и ярким эмоциям персонажей. Чёрно-белое кино – чёрно-белая мораль, но каждая встреча с Дон Жуаном заставляет остальных расширить границы допустимого. Так в спектакле появляется цвет – в элементах костюмов, но, прежде всего, – в световом решении спектакля».

Постмодернистский приём, помещающий сюжет оперы в атмосферу съёмок немого кино, не только оправдывает игровую стихию спектакля. Законы дозвукового кинематографа, требующие от артистов предельно выразительного и  эмоционального существования вне текста и разговорных диалогов, позволяют солистам проявить максимум эмоций в исполнении своих партий. Итальянский язык со всем его темпераментом поддержан субтитрами, напоминающими титры немого кино: «Когда ж любовь мою не ждёт награда, умру у ног твоих я, обожая!» Кроме того, атмосфера павильона, пересменок между эпизодами, смена чёрно-белых декораций, звук работающей камеры, разбросанные листы сценария, переключение солистов из образов персонажей оперы в образы персонажей немого кино – вся эта замысловатая постановочная конструкция снимает пафос и накал главного действия в оперном сюжете. Тема наказания распутника смягчается, нивелируя блещущие в руках героев ножи, кинжалы, трости и  даже пистолеты, обрамляя карнавальной интонацией плащи и маски всех действующих лиц, решившихся убить Дон Жуана.

В драматическом театре режиссёр может влиять на все компоненты спектакля, например, на  темпоритм, на  интонацию, создавая новую реальность. В опере всё изначально зависит от фантазии композитора. Театр – искусство интерпретации, микс традиций и новаторства, в котором каждый режиссёр слышит партитуру по-своему. Решение, «о чём» постановщик слышит оперу, остаётся за режиссёром спектакля и воплощается в образах героев.

Опера «Дон Жуан» в полном её виде идёт свыше трёх часов, в Калининградском музыкальном в новом формате – менее полутора часов. Нет хоровых сцен и речитативов, сюжетные переходы сокращены и поддержаны режиссёрскими приёмами и титрами, но самые выдающиеся арии и ансамбли, все кульминационные сцены оперы сохранены в неприкосновенности. Перенос места действия из средневековой Испании в начало XX века обусловлен тем, что изъятые из спектакля сцены осуществляют функцию монтажа сюжета, и идея немого кино призвана заменить этот монтаж без потери времени. Фантазийная реальность на тему начала XX века приближает героев оперы к современности, и зрители легче находят точки соприкосновения, сопереживания событиям и чувствам персонажей. Сюжет о главном герое, фактически архетипе, бессмертном Дон Жуане не слишком страдает от переноса в другую эпоху, ведь его образ «бессмертного любовника» универсален в каждом времени и месте в истории человечества.

Декорации оперы предельно мобильны, светлых нейтральных цветов и действительно напоминают съёмочный павильон: окошко кафе, входная дверь дома в определённый миг разворачиваются и  становятся углом комнаты, частью пространства тёмного коридора. Стол одновременно служит пьедесталом, трость – и помощью, и орудием мести. Чёрно-белые костюмы созданы в классическом стиле: рубашка, брюки, пиджак, облегающее длинное платье, боа, платье-футляр, пуловер с геометрическим рисунком – в беззвучном «режиме» спектакль действительно можно принять за сцены немого кино, в котором, по замыслу режиссёра, постепенно появляется цвет – жёлтый воротник Церлины, красный пояс Донны Анны, цветовое решение всей сценической атмосферы только нарастает к финалу.

Поскольку режиссёрское решение смарт-оперы выполнено в двух основных приёмах –  итальянской оперы и  немого кино, то в спектакле можно выделить два разных, поддерживающих друг друга в своей противоположности, образа в начале, и так же два образа в финале. Неподвижная трагическая фигура Дон Жуана проявляется в центре сцены при первых звуках увертюры, но это картина сменяется суматохой съёмочной площадки – персонажи учат роли, ищут тексты, проверяют реквизит, и сцены завершаются «хлопушкой», отмечающей начало и конец съёмочного эпизода, а в правой кулисе стоит съёмочная камера, фиксируя всё происходящее. Точно так же двойная оптика присутствует в финале – Командор призывает Дон Жуана раскаяться, но даже на краю адской бездны сломить дух мятежника и бунтаря невозможно. Далее трагическая, высокого стиля сцена сменяется комической: герои съёмок разбрасывают листы с нотами и всячески дурачатся под аплодисменты зрителей…

Струнный квинтет, состоящий из музыкантов оркестра Калининградского Музыкального театра и неизменно сопровождающий представления проекта «Моцарт. Избранное», располагается недалеко от левой кулисы, а не в оркестровой яме. Музыка великой оперы в исполнении квинтета звучит легко, непринуждённо, создавая интересные музыкальные акценты. Первая скрипка – Глеб Душкин, вторая – Анна Ковалевская, альт – София Душкина, виолончель – Александра Чарномская, контрабас – Юлия Сухорукова.

Мужские персонажи в опере максимально разнообразны. Величественный Командор в исполнении Сергея Сельдякова полон благородства и  готовности с честью встретить все удары судьбы. Жених Донны Анны – Дон Оттавио в исполнении Руслана Омирова – излучает сердечную теплоту и сострадание, его трудно вообразить противником Дон Жуана и тем более его убийцей. Прекрасна сцена, в которой объятая горем и жаждой мщения Донна Анна словно посвящает Дона Оттавио в «рыцари отмщения» тростью убитого отца. Александр Дудницкий в партии Лепорелло раскрыл всю палитру комических эмоций своего персонажа. Об исполнителях партии Дон Жуана необходимо сказать особо. Глубокий баритон Рубэна Навасардяна, вышедшего к зрителям в первый премьерный день, покорил красотой, разнообразной палитрой переживаний человека, ищущего, но не способного найти мир в своей душе. Его Дон Жуан – печальный романтик, он словно предчувствует свою скорую смерть, и от сосредоточения на своих трагических мыслях его отвлекают только прекрасные незнакомки – всё новые, новые и новые. Жаркая испанская ночь, полная любовных волнений, воплощена в арии Дон Жуана «Выйди на свиданье, дорогая!» в сопровождении гитары Глеба Душкина, и – она тоже запечатлена на камеру немого кино… Дон Жуан Ильи Крестоверова уверен в себе и своей неотразимости, силён духом и весел почти всегда («Да здравствует свобода!»), но в финале его персонаж достигает истинно трагических высот неординарной личности, способной противостоять Провидению и не страшась смотреть в лицо смерти.

Женская красота и привлекательность отражена в трёх совершенно непохожих друг на друга образах: Донна Анна – Мария Мухомедьярова – истинная дочь Командора, предстает элегантной и совершенной леди, с достоинством и аристократизмом выдерживающей непомерное горе потери отца. Её ненависть к убийце сосредоточена в страстных ариях, едва удерживающих ярость, презрение и отчаяние в рамках приличного поведения, но драматическое сопрано убедительно передаёт все оттенки трагических, предельных переживаний: «Нет, мой милый, утешенье мукам сердца не поможет, смерть, одна лишь смерть только и может эти слёзы утереть». В Донне Анне воплощается образ женщины, равной Дон Жуану по силе духа и внутренней цельности.

Церлина в исполнении Марии Свежинской и Ольги Литвиновой не задумывается о последствиях своих действий, она порывиста и импульсивна. В один миг увлечена Дон Жуаном и  едва удерживается от порыва страсти, а в следующий миг – так же горячо объята жаждой мщения и раскаянием. Сцена соблазнения великолепно сыграна именно в жанре немого кино, а нежнейшее сопрано захватывает зрителей в водоворот внезапного любовного увлечения.

Самый сложный образ – партия Эльвиры, которую воплощает Елена Артамонова: она и любит, и ненавидит Дон Жуана за предательство, ужасается его «любовному списку» и умоляет пощадить его, когда к расправе всё готово. Кульминационная сцена надвигающейся мести, в которой Эльвира молит о пощаде Дон Жуана – своего жениха, предавшего её, но которого она неспособна разлюбить, гладит распростёртый на земле плащ Дон Жуана, поёт в слезах – одна из лучших сцен спектакля.

Однако трагический поворот резко сменяется комическим – пойманный Дон Жуан оказывается переодетым Лепорелло. Ансамбль «Конец злодею» поражает искусством исполнения и трагикомическими сюжетными переходами, в которых драматизм смертельной опасности сменяется искренним смехом. Так «фильм-опера» ведёт увлечённых зрителей к финалу – визиту Командора, являющемуся на ужин по дерзкому приглашению своего убийцы. Всё же Дон Жуан верен себе даже перед смертью – его дух неустрашим, недаром новые и новые художественные произведения создаются в каждую эпоху на этот бессмертный сюжет. Калининградский «Дон Жуан» ничуть не уступает свои предшественникам, заставляя пережить массу разнообразных чувств в сопровождении прекрасной музыки и голосов солистов.

 

Автор: Евгения Чугреева

Источник:  Музыкальный журнал (Москва), выпуск 4 (2023)