11 июля 2017
«Музыкальный журнал» (Москва, июнь 2017 года)
20 июня Калининградский областной музыкальный театр завершил сезон выпуском нового мюзикла «Виват, Мюнхгаузен!» Персонаж этот для Калининграда не чуждый. Два раза знаменитый барон посетил эти земли, о чем даже сохранилась историческая запись. Было в Калининграде основано и общество «Внучата Мюнхгаузена», а теперь новые приключения его потомков можно будет увидеть и на сцене Музыкального театра. Музыку к этому спектаклю написал уже полюбившийся калининградским зрителям композитор Егор Шашин: два его детских мюзикла идут в театре с неизменным успехом уже второй сезон. А вот с авторами либретто и стихов Евгением Муравьевым и Татьяной Ивановой калининградцам только предстоит познакомиться. Эта премьера стала и первым знакомством молодого режиссера Елизаветы Мороз с труппой Калининградского музыкального театра. Ее творческий дуэт с художником спектакля Еленой Альфер сделал постановку необычайно выразительной, яркой, волнующей воображение.
Мюзикл «Виват, Мюнхгаузен!» — дипломная работа Елизаветы Мороз, выпускницы отделения музыкального театра ГИТИС (РАТИ). Наставники видят в ней перспективного, нестандартно мыслящего режиссера, что и подтвердило завоеванное ей недавно третье место в Международном конкурсе «Нано-опера». В Калининградский музыкальный театр Елизавета Мороз попала не случайно, а по рекомендации художественного руководителя московского музыкального театра «Геликон-Опера», Народного артиста России Дмитрия Бертмана, с которым коллектив связывают давние партнерские отношения. Можно сказать, что он стал одним из самых преданных соратников основателя и бессменного художественного руководителя Калининградского музыкального театра, Заслуженного деятеля искусств Валерия Лысенко. Как в момент становления театра, так и на протяжении всех последующих лет, Дмитрий Бертман принимал участие в формировании этого уникального театрального коллектива.
Благодаря партнерскому проекту с «Геликон-Опера», начиная с 2001 года, в Калининградском музыкальном театре были осуществлены такие масштабные постановки опер, как «Кармен» Ж.Бизе, «Травиата» Д.Верди, «Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» П.И.Чайковского, «Севильский цирюльник» Д.Россини, «Моцарт и Сальери. Реквием.» Н.А.Римского-Корсакова, В.А.Моцарта, которые без поддержки молодому театру было бы осуществить архитрудно. Кроме того, костяк вокалистов калининградской труппы составили как раз выпускники ГИТИС музыкального курса Дмитрия Бертмана.
Созданный в 1992 году как частная театральная «Антреприза Валерия Лысенко», Калининградский музыкальный театр в 2001 году получил статус государственного. Открылся новый музыкальный театр 21 декабря 2001 года опереттой «Летучая мышь» И. Штрауса в постановке Дмитрия Бертмана. В спектакле были заняты как калининградские, так и московские артисты. Можно сказать, что эта постановка стала открытием новой эры в музыкальной жизни анклавного российского региона.
«Калининград, с моей точки зрения, это такая чуть-чуть странная территория, которая, храня все прошлое и соединяя со всем нынешним, умеет выкристаллизовать лучшие чувства и ощущения, предпочитает их не скрывать, а благодарно выплескивать в виде живой реакции зала, улыбок и бурных аплодисментов…» — говорит Дмитрий Бертман, объясняя свою любовь и преданность калининградской публике.
Сейчас, кажется, нет такого жанра, который бы не осилили артисты Калининградского музыкального театра: оперы, оперетты, рок-драмы и мюзиклы, фольклорные драматические постановки. Долгие годы визитной карточкой театра является рок-опера «Хоакин» А.Рыбникова и Ю.Кима. За эти годы спектакль постоянно усовершенствовался как авторами (дописывались новые сцены), так и находились все новые режиссерские и художественные решения. В прошедшем сезоне вышла новая версия рок-оперы «Хоакин», постановку которой осуществил художественный руководитель театра Валерий Лысенко, которого с Алексеем Рыбниковым связывают давнишняя дружба и сотрудничество. И сейчас они готовятся к реализации эпохального оперного проекта «Война и мир», в котором, вероятно, будут задействован творческий потенциал не только России, но и ближайшего зарубежья. Тем более, что опыт в осуществлении совместных международных оперных проектов у Калининградского музыкального театра уже есть. Последним таким большим международным проектом стала постановка оперы «Евгений Онегин» П.И.Чайковского в оперном театре Щецина (Республика Польша), в которой приняли участие дирижер из Германии, польские музыканты, оперные певцы из Польши и Калининграда, художники и постановщики из Москвы.
Есть в Калининградском музыкальном театре спектакли, жанр которых трудно вместить в традиционные рамки. Например, спектакль о жизни оперных певцов «Мужское танго» по пьесе О. Болычевой, специально написанной для солистов театра Александра Дудницкого и Елены Альфер. Режиссер-постановщик Елена Сафонова определила его жанр, как «Страсти по Вагнеру». В этом спектакле актеры не только играют драматические роли современных героев, но и «вживую» поют сложнейшие оперные партии из произведений Рихарда Вагнера.
Особое внимание руководитель театра уделяет работе, которую музыкальный театр ведет и с юным зрителем, считая ее задачей номер один: отсюда и многообразный детский репертуар театра из мюзиклов и классических, народных и современных музыкальных сказок. Именно благодаря своей многогранности и профессионализму в 2010 году Международной академией культуры и искусства молодой Калининградский музыкальный театр был признан «Национальным достоянием России». В этом же году и основателю и художественному руководителю Калининградского музыкального театра Валерию Ивановичу Лысенко было присвоено звание Лауреата Международной общественной премии «Виват, Маэстро».
Возвращаясь к последней премьере прошедшего сезона «Виват, Мюнхгаузен!», еще раз хочется сказать, что этот спектакль для Калининградского музыкального театра не случайный, а скорее знаковый.
«В мюзикле мы делаем Мюнхгаузена очень ученым и очень подвижным человеком, — говорит режиссер-постановщик Елизавета Мороз, — Мы хотим его сделать таким персонажем, на которого хочется походить. Если сказать просто — он должен быть «крутой». У нас артисты потрясающие. Они очень красивые, хорошо сложены, и хотелось сделать такого героя, которому «море по колено, горы по плечо», чтобы детям захотелось быть такими же «крутыми». В процессе работы над спектаклем я поняла, что наш главный герой очень похож характером на художественного руководителя театра Валерия Лысенко. Если подумать, Мюнхгаузен прежде всего — человек Возрождения. Он ученый, он поэт, он драматург, и самое важное: это тот человек, который может находить приключения и видеть необычное даже в самых обыденных ситуациях. А в нашем современном мире это то, чего нам всем очень не хватает. Все эти черты присущи и руководителю театра. который не боится экспериментировать, рисковать, всегда открыт для сотрудничества и, что немаловажно, доверяет молодым и создает для них свободное пространство для творчества».
«Главная цель нашего музыкального театра — предложить зрителям, и в первую очередь молодежи, настоящие художественные произведения, которые соответствовали бы веянию времени и использовали язык молодежной культуры, — говорит Валерий Лысенко, — Я верю, что число наших почитателей будет постоянно расти, а усилия, которые будут предприниматься друзьями театра, приведут к тому, что каждый спектакль молодежного коллектива будет ярким событием не только в культурной жизни нашего города и области, но и России».
Автор — Ольга Болычева
Фото с премьеры мюзикла «Виват, Мюнхгаузен!»