11 июня 2017
20 июня на сцене Калининградского областного музыкального театра состоится премьера нового мюзикла для всей семьи — «Виват, Мюнхгаузен!» В студии радио «Балтик Плюс» побывала режиссер-постановщик мюзикла, выпускница ГИТИС по специальности «режиссура музыкального театра», имеющая опыт работы в Музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко и в Большом театре, москвичка Елизавета Мороз.
Предлагаем вам интервью, ведет эфир журналист радио Мария Постникова
Добрый день! Почему вы решили ставить свой дипломный спектакль на калининградской сцене?
— Это вопрос удачи, потому что когда молодые режиссеры оканчивают институт, встает целая проблема, как защищать свой диплом. Все отправляют заявки по всем театрам России, откликаются, если повезет, хотя бы один. В данном случае мне очень повезло, потому что Калининградский Музыкальный театр очень поощряет молодых режиссеров, молодых драматургов, и он с радостью ответил и на мое предложение.
Почему для дипломного спектакля был выбран именно Мюнхгаузен?
— Во-первых, Мюнхгаузен — персонаж необычный, во-вторых, это символ Калининграда, но самое главное, что Мюнхгаузен — человек Возрождения. Он ученый, он поэт, он драматург, и самое важное: это тот человек, который может находить приключения и видеть необычное даже в самых обыденных ситуациях. А в нашем современном мире это то, чего нам не хватает. Мы, во-первых, не умеем общаться друг с другом, во-вторых, очень часто «замыливается» взгляд. Главный герой, внук барона Фридрих, все время сидит в книжках, своих блокнотах, а что вокруг — абсолютно не замечает. И вся история завязывается на том, что барон Мюнхгаузен устраивает ему квест, приключения по своим следам, чтобы мальчик мог увидеть, что вокруг происходит. И что в самых обычных ситуациях есть всегда место приключенияМ, волшебству, и праздник может быть, правда, каждый день.
Как считаете, современные дети знают ли про Мюнхгаузена, не сложноват ли он им будет для детского восприятия?
— Первая ассоциация — со знаменитым фильмом, и в нем потрясающий Янковский делает из Мюнхгаузена философа, романтика — но это взрослый фильм. В мюзикле мы делаем барона очень ученым и очень подвижным человеком — мы хотим его сделать таким персонажем, на которого хочется походить. Если сказать просто — он должен быть «крутой». У нас артисты потрясающие, они очень красивые, хорошо сложены, и хочется сделать такого героя, которому «море по колено, горы по плечо», чтобы детям захотелось быть такими же «крутыми».
А какие знаменитые эпизоды будут воплощены — например, полет на ядре и история про вишневую косточку найдут ли свое воплощение на сцене?
— Полет на ядре зрители смогут только услышать, а вишневое дерево появится — будет эпизод с потрясающим Оленем. Мы пытаемся сделать Оленя приближенным к нашей реальности — он у нас такой хипстер и поэт-песенник, у него будет необычная лира. Еще он будет немного уставший от жизни, потому что все его постоянно спрашивают, откуда у него это вишневое дерево — но вишни будут.
Постановка масштабная? Все будет происходить в одном месте и времени, или вы будете отправлять героев из одной точки в другую?
— Весь спектакль — это такой квест, который устраивает барон Мюнхгаузен для своего внука и его соседки Марты, поэтому место действия будет меняться постоянно, каждые 15 минут. Мы побываем и в Африке, и в Арктике, залетим на Луну, в финале окажемся вообще на побережье Америки.
Какой реакции от детей вы ждете? Чтобы они перечитали книжку?
— Не обязательно, хотя это было бы неплохо. Я жду, чтобы, во-первых, в зале было внимание к тому, что происходит на сцене — мы будем использовать интерактивные моменты, игры. Во-вторых, чтобы дети стремились проживать каждый день так, как будто это новое приключение, которое надо пережить и получить от него максимум опыта.
Где легче стать знаменитой — на столичных подмостках или
на сценах таких городов, как Калининград?
— Это как карта ляжет, но иногда проще пойти издалека. Я избегаю названия «провинциальный театр», потому что сейчас не в столицах происходят зачастую намного более интересные театральные события, нежели в Москве и Санкт-Петербурге. Пермь, Екатеринбург, театральная лаборатория в Суздале… Если ты хочешь как можно меньше идти на компромисс и показать себя как создателя спектакля — в других городах это немного проще. Иногда лучше начать с малого — и сделать так, как ты хочешь, а потом уже и в столицу, если повезет.
Вы молодой режиссер, но какого направления, амплуа?
— Скажу честно: я всегда за эксперимент, но в рамках автора. Это очень большая проблема, когда режиссер начинает увлекаться самовыражением. Я за то, чтобы искать что-то новое, но всегда в одном направлении с автором. При этом может не всегда совпадать сюжет, но основные поворотный моменты, «ДНК автора» должно всегда оставаться. Потому что многие авторы намного умнее режиссеров. 20 июня — премьера мюзикла «Виват, Мюнхгаузен!», всех ждем — и взрослых, и детей, потому что спектакль разноплановый, всем будет интересно!