МИНИСТЕРСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Войти | Регистрация
Версия для слабовидящих

Это сладкое слово «премьера»

28 сентября 2016

В Областном музыкальном театре стартовал новый сезон. Первыми на сцену вышли не артисты, но персоны грата — глава регионального министерства культуры Светлана Кондратьева и художественный руководитель театра Валерий Лысенко. Они поздравили публику с началом очередного сезона и пообещали, что он будет полон сюрпризов и что аплодисменты, на которые «авансом» не поскупились зрители, труппа с лихвой отработает. Так и получилось, рукоплескания вспыхивали в зале весь вечер. На этот раз спектаклем открытия стала неувядающая «Сильва» Имре Кальмана, занимающая одну из верхних строчек в «табели о рангах» своего жанра. Незамысловатая, но трогательная история о чувстве, которое связывает звезду варьете и красавца-князя, чьи родители не могут допустить мезальянса и всячески стремятся женить сына на ровне. Но побеждает, конечно, любовь — по законам оперетты. 

К слову, в авторской редакции она называлась «Королева чардаша», премьера состоялась в ноябре 1915 года в Вене. Партитура почти сразу попала в Россию, где театралы впервые увидела постановку ровно сто лет назад, но уже как «Сильву». Из патриотических соображений (тогда, напомним, шла Первая мировая) поменяли не только название, но и имена действующих лиц, редактировалось либретто, и даже главный герой, который у Кальмана значился как тенор, в русском варианте «трансформировался» в баритона. И если сюжетная линия,  несмотря на переработки, сохранилась, то партию возлюбленного Сильвы Эдвина в России чаще поют баритоны. Благодаря чему в калининградском музыкальном театре эту роль сыграли (премьерных показов было два) любимцы публики Александр Дудницкий и Андрей Круглов. Их партнёршами выступили не менее популярные солистки Светлана Кручинина и Елена Артамонова. Следует назвать и исполнителей ролей второго плана — Галину Кузнецову (Стасси) и Игоря Барбакова (Бони). Да что говорить — все, кто задействован в этом феерическом спектакле, причастны к его несомненному успеху.

Режиссёр-постановщик «Сильвы» Евгений Макаревич, с которым удалось перемолвиться перед началом, напомнил известный афоризм о том, что нет маленьких ролей. Он рассказал, что к оперетте этой приглядывались давно, ведь классика способна украсить репертуар. Но хотя зрителями оперетта воспринимается как лёгкое представление, поскольку они судят по восприятию, этот жанр театрального искусства требует большой работы «по ту сторону сцены». Музыкальная постановка должна гармонично сочетать в себе вокальное и сценическое мастерство солистов и хора, профессиональные танцы, оркестровую музыку. Удаче музыкальных спектаклей способствует много факторов. Здесь исповедуют лишь живой звук. Балетмейстер Оксана Холева «сочиняет» и ставит оригинальные танцевальные номера, которые блестяще исполняет кордебалет и достойно — «нетанцующие» артисты. У театра свой оркестр, с которым на премьере в качестве дирижёра дебютировал художественный руководитель хора Константин Белоногов. О том, чтобы зрелище было красочным, позаботились художники московской Геликон-оперы, которую с калининградским музтеатром связывает совместный проект, Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева. Безупречные костюмы изготовил пошивочный цех (им заведует Алдона Румянцева). Простите, кого не назвала. За потрясающий результат, за праздник, каким стала премьера «Сильвы», огромное спасибо всем.

Татьяна ИЗОТОВА «Калининградская правда»  28 сентября 2016