18 апреля 2017
О том, как Калининград с Минском «обменялись гастролями».
В апреле отмечается День единения народов России и Белоруссии. К слову, в апреле этого года исполнилось двадцать лет, как был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, где ставились цели тесного не только экономического, но и социального сотрудничества. Его важная грань — творческие связи. Недавно в Москве состоялся двухсторонний семинар, посвящённый сценическому искусству наших стран. Отмечалось, что между ними есть договорённость и о своего рода «театральных обменах» и что деятельность эта нуждается в совершенствовании, в поддержке как одна из наиболее насущных задач в культурной сфере. Стоит добавить, что обсуждение проводилось вскоре после того, как завершились обменные гастроли между Калининградским областным музыкальным театром и его «коллегой» из Минска — Белорусским государственным академическим музыкальным театром. Два учреждения нашли друг друга самостоятельно, легко «спелись», поняли, что их постоянным и возможным новым зрителям будет интересен репертуар родственного по духу коллектива и, условившись о больших обменных гастролях, что называется, оказались в тренде.
Для нашего молодого театра столь масштабные гастроли стали первыми в его биографии. В них было задействовано 120 человек, но главная «единица измерения» здесь, конечно, количество представлений. Их в выездной программе значилось двенадцать. Уже по возвращении художественный руководитель калининградского музыкального театра Валерий Лысенко признался: разумеется, артисты волновались — зарубежье, хоть и ближнее, столица, большой культурный центр, где немало своих театров. Как вызвать интерес у искушённой публики? Практика показала: минчан удалось не только привлечь, но и удержать, многие приходили посмотреть по две-три работы гостей. И это логично, ведь труппа продемонстрировала на сцене БГАМТ практически весь спектр своих возможностей: к соседям привезли музыкальные постановки (мюзиклы, рок-оперы, шоу, концертные программы), спектакли, в том числе комедийные, разножанровые детские сказки. И артисты не скрывают: приятно было видеть заполненный зал, ощущать единение со зрителями, принимать их аплодисменты, привыкать к тому, что там принято благодарить исполнителей стоя.
А ещё актёры с любопытством и удовлетворением читали отклики, которые театралы оставляют на страничках в соцсетях: «Спасибо за мюзикл «Человек из Ламанчи»! Глубокая серьёзная постановка, где поднимаются вопросы, актуальные во все времена», «В Минске не хватает таких смелых постановок и неординарного взгляда на классику. В силу занятости смогла посетить только три спектакля, но они оставили неизгладимое впечатление. Больше всего поразил спектакль «Любить Нерона». До сих пор не понимаю, как можно сыграть Нерона в современной одежде, и чтобы я (учитель истории) поверила, что это — Нерон?! Но, это ещё полдела, когда была на спектаклях, выяснилось, что в них Нерона, Хоакина и Сен-Жермена играет один и тот же актёр — Станислав Ананьин, я была в шоке! Это нереально! Три разных, драматичных образа в такой короткий срок — это верх мастерства», «Ходили на «Утоли жажду»! Мы в восторге!», «Хочется надеяться, что это были не последние ваши гастроли в Минске. Ждем вас снова и снова! И умоляю: привезите вновь «Любить Нерона», «Необыкновенный талант»: сюжет известной «Каштанки» предстал совершенно в новом свете. Получился мюзикл о добре и зле, очень жизненный, и весёлый, и грустный. И очень динамичный. Столько живого вокала, замечательных танцев!», «Спасибо всем огромное за организацию гастролей!!! Выбрала «Любить Нерона» из любопытства — как же может сочетаться Римская империя и «Агата Кристи» (когда-то любимая группа)? Оказалось — просто отлично! шикарно! здорово! за это и люблю гастрольные спектакли — они не лучше и не хуже наших, «местных», они ДРУГИЕ…»
Валерий Лысенко согласен: другие. В чём-то здесь на руку юный возраст. «Наш театр — лаборатория, многие постановки — эксперимент, поиск своего лица, — рассуждает художественный руководитель. — Часто это эксклюзив, спектакли, которые можно увидеть только у нас. Зрители оценили пьесы, автор которых Ольга Болычева — руководитель литературно-драматической части театра. У неё сложился хороший творческий тандем с режиссёром Еленой Сафоновой. А какие артисты у нас — они же всё могут. А хор! А балетная группа!»
С Валерием Ивановичем трудно не согласиться. По достоинству оценили коллектив и в Минске. Министерство культуры Беларуси и руководство государственного музыкального театра по окончании гастролей предложили ему заключить договор о сотрудничестве на постоянной основе. Так что в будущем году намечается очередная поездка. Обменные гастроли могут наладиться не только со столичными коллегами. Руководитель калининградского отделения Посольства РБ Беларуси в России Василий Горбатенко сказал, что такое взаимодействие возможно и с Гродно, Брестом и другими городами. Что ж, областному музыкальному театру будет чем порадовать белорусского зрителя. Публика активно обсуждает свежие постановки «Мужское танго», «Пылкий влюблённый». Поклонники классики заприметили в апрельской афише оперу «Моцарт и Сальери. Реквием». В апреле ожидается яркая премьера музыкально-фольклорной драмы «Бесприданница». Валерий Лысенко на днях вернулся из Москвы, где с народным артистом России Дмитрием Бертманом планировал работу на будущий театральный сезон в рамках совместного проекта московского театра «Геликон опера» с Калининградским областным музыкальным театром. Словом, большие гастроли в большой жизни не затерялись.
Татьяна ИЗОТОВА
14 апреля 2017 «Калининградская правда»