28 августа 2020
Российская государственная библиотека искусств (РГБИ) предлагает читателям и зрителям,
специалистам и ценителям различных сфер искусства разнообразные программы, проекты и
формы творческого общения. Один из таких проектов РГБИ – проводимый совместно с
журналом «Современная драматургия» Международный драматургический конкурс
«Монодрама». По итогам каждого цикла победителей ждут награды, а лучшие пьесы
публикуются в сборнике. Ход конкурса и его результаты регулярно отражаются на сайте РГБИ
(и это касается всех проектов РГБИ).
Одним из победителей конкурса «Монодрама-2019» стала Ольга Болычева с пьесой
«АнтиВагнер». Недавно Калининградский областной музыкальный театр сыграл премьеру по
этой пьесе – режиссер постановки Елена Князева (хореограф постановки – Оксана Холева; в
спектакле заняты актеры Илья Рихтер, Василий Бухарин и Андрей Коробков). И в конце июля
с. г. РГБИ осуществила замечательный онлайн-проект. Видео премьеры было выложено в
интернете, каждый желающий мог ознакомиться с постановкой. А затем РГБИ организовала и
провела онлайн-обсуждение спектакля. В обсуждении участвовали не только коллеги и
зрители, но и сотрудники РГБИ (тем более, что РГБИ проявляет целенаправленный интерес к
сценическим искусствам вцелом и, особенно, к современной драматургии). В обсуждении
участвовала также режиссер, актриса и драмат Наталья Шор, первый секретарь РОО «Гильдия
драматургов России». Участвовал в этой онлайн-встрече и я, представляя журнал
«Современная драматургия» и, вместе с Натальей Шор, — «Гильдию драматургов России» (как
член ее секретариата). Ну, и понятно, что главными героями общения через всю страну были
драматург Ольга Болычева, режиссер Елена Князева, актеры и сотрудники Калининградского
областного музыкального театра. Модератором дискуссии была директор РГБИ Ада Ароновна
Колганова – инициатор многих интереснейших проектов и социо-культурных начинаний
библиотеки.
Сразу скажу: это было замечательное общение. Посмотрите на один из скринов, там, где перед
экраном — участники Калининградского театра. Какие внимательные вдумчивые лица! Какие
углубленные и заинтересованные взгляды!
Но сперва о пьесе и постановке «АнтиВагнер». Не случайно именно музыкальный театр
заинтересовался этой пьесой. Сюжет такой. Музыкант из Донбасса перебрался в Германию.
Зарабатывает на жилье и пропитание тем, что играет на улице. Он по убеждениям — пацифист.
Противник любых военных столкновений. Им заинтересовались некие журналисты. И вот им
он рассказывает свою историю и свои взгляды. Но постепенно выясняются странные моменты:
чем активнее он излагает идеи своего пацифизма, тем круче наворачиваются вокруг него какие-
то мистические вещи. Хозяйка комнаты, которую он снял, не объявилась и даже не забрала
деньги. Рядом – кладбище. И это создает какие-то особые отношения музыканта с миром. Он
знакомится с другими уличными музыкантами. Возникает альянс. Но они исчезают. Но, самое
главное, — он сочиняет музыку… как бы «антивагнеровскую». В отличие от сочинений Вагнера,
зовущих к победе, к силе, к борьбе, сочинение музыканта, героя пьесы, пропитано призывом к
пацифизму, против войн и столкновений, оно зовет к миру и согласию между всеми. И
начинает воздействовать на окружающее. Те, кто привык быть агрессивным, ведут себя
терпимо друг другу. Полицейские уходят со службы. И в итоге выясняется, что якобы
«журналисты» — не журналисты, а некие представители силы, не терпящей пацифизма и мира.
Мир не готов к этому!
Проблема любого спектакля – вход в контакт с публикой. Особенно остра эта проблема для
постановок по монопьесам. Почему вдруг… и кому?!.. герой начинает излагать свою историю?
Ольга Болычева удачно выстроила пьесу. Сразу в зачине – вот эти пресловутые «журналисты».
И потому актер в роли музыканта может с первых минут обращаться напрямую к зрителям –
как бы среди них эти «журналисты».
Спектакль выстроен четко, ясно и просто. Только скамья. Как бы та, на которой устраивается
музыкант, играя на улице. Или лавка в парке, где порой приходилось ночевать. На актере —
простые штаны и рубаха. Он – босиком. То есть, скамья эта может быть и частью обстановки
его простого жилья. Потому он и босой – то ли к нему на улице подошли «журналисты», то ли
явились прямо в дом. Фоном – но активным – экраны. На них демонстрируется видео,
увязанное с сюжетом. Еще в постановке выходят музыканты – те, с кем задружился на улице
наш герой. Спокойный, естественный тон речи персонажа. Неспешно идущее действо.
Внутреннее напряжение нарастает в нем по самой логике развития сюжета.
И тут надо непременно сказать о том, что видео спектакля отлично подготовлено. И крупные и
средние, и общие планы есть. Но их ритм и чередование направлены на то, чтобы показать
структуру действа, пространственное решение. И когда на фоновых экранах идут видео, мы
видим «картинку» в целом – актера, лавку, экраны и все пространство игры.
То, как шло обсуждение, взаимные вопросы, которые задавались друг другу участниками
онлайн-встречи и участниками постановки, как вдумчиво и глубоко модерировала разговор Ада
Ароновна Колганова, лишний раз укрепило меня во мнении: ничего нет ужасного» во все
ширящемся онлайн-общении. Хотя, понятно, что я сам насквозь «пропитан» театром, и ценю
сценическое творческое общение во многом выше, чем в прочих искусствах… Но, однако! Да,
это было видео спектакля. Но мы слышали дыхание артистов и дыхание публики, смех и
реплики зрителей. Мы были среди них, в общем поле взаимодействия сцена-зал. Онлайн не
отменяет ничего и ничего не заменяет. Но он приносит новые возможности – и в творчестве, и в
общении. Создатели и участники спектакля «АнтиВагнер» прямо говорили о том, что их
постановку смогли увидеть самые широкие круги специалистов и публики. И что они,
благодаря онлайн-обсуждению, смогли общаться с критиками, коллегами и специалистами не
только «домашними». Они сразу почувствовали: они не заброшены, не затеряны где-то на
окраине. Они оказались в кругу разнообразных, подчас неожиданных мнений и очень
содержательных советов и оценок. Это было видно и по тому, как обстоятельно отвечали они
на наши вопросы, как подробно рассказывали о своем понимании пьесы и о том, как
складывался спектакль, и как активно сами задавали вопросы участникам обсуждения. Реплика
«в сторону»: надо помнить, где находится Калининградский областной музыкальный театр. И
насколько для жителей тех мест актуальна, остра и животрепещуща тема пацифизма и мира.
Удачи им!
Спасибо создателям спектакля. Спасибо всем участникам онлайн-встречи. Спасибо РГБИ,
организовавшей это мероприятие – и особенная благодарность, конечно, директору РГБИ Аде
Ароновне Колгановой.
Валерий Бегунов, театральный критик, журнал «Современная драматургия».