03 мая 2018
В Калининградском областном музыкальном театре состоялась премьера спектакля «Лермонтов», поставленного по пьесе Ольги Болычевой.
Чтение любой книги, если только это не легкий романчик или детективчик, требует умственного и духовного напряжения. Просмотр спектакля — знания если не первоисточника, то хотя бы эпохи, в которой происходит действие, желания понять, что до тебя старались донести его создатели. Во время встречи с драматургом О. Болычевой, режиссёром-постановщиком Е. Сафоновой и исполнителем главной роли С. Ананьиным, состоявшейся незадолго до выхода «Лермонтова», была озвучена мысль: главная задача данной постановки — показать поэта не таким, каким его преподносит школьная программа. Ведь, что греха таить, не многие после школы возвращались к творчеству Лермонтова. Поэтому стремление постановщиков поднять интерес к Лермонтову, показать его не только как творческую личность, а как обычного человека, заслуживает всяческих похвал. Можно воспринять или не воспринять образ, который создали в театре, но задуматься, перечитать произведения, поинтересоваться мемуарной литературой спектакль заставит. А значит задача, поставленная драматургом, режиссёром и актёрами, будет выполнена.
О спектакле
Действие захватывает с первой минуты, заставляет сопереживать Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урождённой Столыпиной (Елена Князева), бабушке, потерявшей «свет очей» своих, смысл жизни своей – любимого Мишеньку. Бессвязное бормотание, в котором слышится то молитва, обращенная к Богородице, то имена рано ушедшей из жизни дочери и внука, унесшего с собой всё самое дорогое, державшее её на этом свете, машинальное перебирание чёток — всё это кричит о душевной боли. Пожилая женщина, как подкошенная, падает на пол, широко раскинув руки, напоминая раненую птицу. А может быть, не птицу, а чёрный крест? Драматизм сцены поддерживает любимая поэтом музыка Бетховена и пение воспитанницы Арсеньевой (Галина Кузнецова) «Молитвы» на стихи Лермонтова: «Я, матерь божия, ныне с молитвою пред твоим образом, ярким сиянием». Пронзительно чистое, нежное сопрано захватывает душу. (В исполнении Кузнецовой во время спектакля прозвучат ещё несколько песен, столь же волнующих и прекрасных. Актриса передвигается по сцене, словно лёгкое облачко, словно ангел небесный).
Появляется Дмитрий Пален (Антон Макеев) и просит Елизавету Алексеевну отсрочить возврат долга, к которому привёл проигрыш в карты. Арсеньева отказывает ему, но обещает простить долг, если Дмитрий Николаевич отправится в Пятигорск и узнает подробности произошедшей трагедии, поскольку слухов о дуэли много и все они противоречивы. Пален соглашается. Он не был лично знаком с Лермонтовым, вместе с ним зритель начинает узнавать подробности из жизни поэта, его последних часов и причинах случившегося.
Об игре актёров
Все актёры справились с поставленной задачей. Особенно подкупили своей игрой:
— Михаил Петров, исполнивший роль Краевского, дальнего родственника Палена. Лихой вояка, баловень судьбы, готовый ради шутки на любое пари, он по-братски относится к Дмитрию, на дуэли стреляет в воздух (совсем как Лермонтов), готов отказаться от Полины ради молодого горячего соперника. Для него честь не пустое слово;
— Анастасия Макеева и Григорий Мухомедьяров очень лирично показали отношения между близкими родственниками. Полина Адашева готова для своего больного брата сделать всё, что только в её силах. Столько нежности и жертвенности в этой милой, доверчивой девушке. А Лёвушка готов был стреляться с Мартыновым из-за Лермонтова, которого искренне полюбил. Доверившись подлецу, доказывая свою честность и порядочность, он трагически гибнет;
— им противопоставлены ревнивый муж и любвеобильная жена Чарыковы (Юлия Домаш и Евгений Макаревич). Александр, зная о кознях Валкевича, не останавливает его и косвенно становится виновником дуэлей. Вера же со своими метаниями и поисками любви напомнила капризного ребёнка и Веру Марецкую в фильме «Свадьба», героиня которой обмахивала себя веером и томно произносила: «Машите на меня, машите»;
— и, конечно, Антон Арнтгольц — злой гений Казимир Валкевич. Он как Арбенин или Демон, находится вне общественной морали и преднамеренно губит репутацию Полины, которую хотел бы видеть своей женой. Изворотливый ум его направлен на зло, на разрушение, а не на созидание. Это с его лёгкой руки происходят обе дуэли. Актёр создал образ, который искренне ненавидишь. Плохо радоваться чужому горю, но когда узнаешь, что Казимир Генрихович то ли на дуэли погиб, то ли «грибками отравился», испытываешь облегчение – зло наказано. И невольно вспоминаешь отчаявшуюся старушку, которую в начале спектакля видишь раздавленной горем, а в конце понимаешь, что Арсеньева гроссмейстер величайшего класса.
Актёр Василий Бухарин, он же друг Лермонтова Глебов, совсем небольшой своей ролью внёс в драматическое действо светлый лучик надежды, показав, что есть ещё на свете искренние, добрые, отзывчивые люди. Его появлению на сцене радовалась душа.
Лихой гусар Алексей Мансуров в исполнении Ильи Рихтера соответствовал нашим представлениям об офицерах того времени: весельчак, балагур, верный товарищ во всех начинаниях и прекрасный гитарист.
Среди большого количества второстепенных ролей есть совсем незначительная, но несущая дополнительную смысловую нагрузку – это роль Максима Максимовича Чилаева в исполнении Олега Синицына. Вам имя этого героя ни о чём не говорит? Да, это Максим Максимович из «Печорина». Добрый старик, служака до мозга костей, не всегда понимавший Печорина, но искренне любивший его. Видимо, такой человек был и в жизни Лермонтова. После смерти поэта он помогает Елизавете Алексеевне разобраться в обстоятельствах дуэли или убийства, оставаясь преданным уже памяти Михаила Юрьевича.
Каким увидел и показал нам Лермонтова Станислав Ананьин? Разным. Таким, каким и был классик в жизни. Вот он склоняется над бабушкой, нежно проводит рукой по её волосам, и вы видите любящего внука. Вот, нежданно-негаданно попав на черкесскую свадьбу, восхищается невестой. Это восхищение рождает поэтические строки о любви «Взор девы сердце приковал; и мысль невольно улетает …». И понимаешь, что природа наградила его страстями. И как бы в подтверждение этому звучит его рассказ (взятый из дневника), как десяти лет отроду он влюбился в златокудрую девочку и Кавказские горы: «Говорят (Байрон), что ранняя страсть означает душу, которая будет любить изящные искусства. Я думаю, что в такой душе много музыки». Лермонтов был необычайно музыкально одарён: играл на скрипке, флейте, фортепиано, сочинял музыку и пел (и в спектакле он поёт). А глаз художника помогал ему передать красоту окружавшей его природы, и мы это понимаем через стихи, звучащие со сцены.
Герой Ананьина может показаться излишне грубым и резким по отношению к Вере. Близко знавшие поэта женщины, с которыми тот был в дружеских отношениях, не считали его ни злым, ни желчным. Мария Лопухина высоко ценила его за «добрый характер» и «любящее сердце». Так почему он так жесток с Верой? В юности поэт, понимая свое умственное превосходство над многими красивыми молодыми людьми, страдал от своей «невыгодной наружности» в глазах дам. Став офицером, он шутил, что «судьба, будто на смех, послала ему общую армейскую наружность». Первая юношеская влюблённость в Е. А. Сушкову не принесла ему радости, как и последующие. По разным причинам дамы его сердца выходили замуж за других. Позже Лермонтов влюбит в себя Сушкову, но не из мести, а спасая друга от опрометчивого шага — женитьбы на даме, о которой он позже напишет: «Эта женщина — летучая мышь, крылья которой цепляются за все, что они встречают! — было время, когда она мне нравилась, теперь она почти принуждает меня ухаживать за нею… но, я не знаю, есть что-то такое в ее манерах, в ее голосе, что-то жесткое, неровное, сломанное, что отталкивает…».
А уж сколько замужних дам позволяло ему ухаживать за собой. Могло ли всё это сделать Лермонтова похожим на Печорина? Конечно. Сушкова напишет в своих воспоминаниях: «Печорин и он так схожи, так слиты, что иногда не различишь одного от другого». И она не одинока в своём сравнении. А главная беда Печорина, по словам Полины Адашевой, что он «никого не мог любить».
Вообще, люди окружавшие поэта, давали ему самые разные оценки. Артиллерийский поручик К. Мамацев, знакомый с ним по кавказской войне, вспоминал: «Когда бывал задумчив, что случалось нередко, лицо его делалось необыкновенно выразительным, серьезно-грустным; но как только являлся в компании своих гвардейских товарищей, он предавался тому же банальному разгулу, как все другие; в это время делался более разговорчив, остер и насмешлив, и часто доставалось от его острот дюжинным его товарищам». Другой товарищ, Дорохов, говорит о поэте как о человеке, который переносил немилость и изгнание так, «как переносятся житейские невзгоды людьми железного характера, предназначенными на борьбу и владычество».
Вот эту динамику с резкой сменой душевного состояния, быстроту движения мысли, постоянную игру лица Ананьину удалось передать очень точно. А прочитанное им «Выхожу один я на дорогу…» стало криком боли и отчаяния одинокого человека среди океана людей. Одним словом — браво!
О режиссёрских находках
Несомненным достоинством спектакля является то, что Лермонтов в нём говорит практически своим языком. Чтобы этого добиться, Ольге Болычевой понадобилось почти пять лет упорного труда – на знакомство с громадным количеством воспоминаний о поэте, его дневниками и произведениями. Наиболее интересными режиссёрскими находками показались:
— звуковое оформление спектакля. Всё, что произносилось действующими лицами в сценах с участием Лермонтова, напоминало отдалённое эхо – эхо времени;
— музыкальное оформление с использованием произведения Бетховена, исполнение романсов с предельной искренностью, тонко и тактично, без цыганщины;
— использование постоянно передвигаемых экранов, которые то задавали временные рамки; то отделяли людей с чистым сердцем и светлыми помыслами от равнодушных, инертных, злых; то, как в сцене с Краевским и Полиной, подчеркивали нюансы отношений (Николай срывает тонкую плёнку, вместе с ней исчезают некий барьер в отношениях и недоверие девушки к малознакомому человеку, между молодыми людьми пробегает искра любви);
— сцена сна Дмитрия Палена, когда появляются персонажи комедии дель арте – маски, которыми жил и дышал в средние века венецианский карнавал. Они позволяли скрыть социальную принадлежность, пол, возраст. Ими пользовались любовники и мошенники. Во сне Дмитрия особенно выделялась маска доктора-чумы, самая страшная и разрушительная, несмотря на яркий наряд и праздничный блеск. Тревожный, мучительный сон, мистический, предсказывающий близкое будущее.
Всё, о чём написано выше, субъективное мнение, ни на что не претендующее. Чтобы составить своё — приходите на спектакль.
Загадка напоследок
Утверждают, что на дуэли были не два секунданта, а четыре. Один из них — родной дядюшка Лермонтова Столыпин, который и настоял на продолжении дуэли после счёта «три». Ему в числе других братьев Арсеньевой должно было отойти наследство в случае смерти бабушки поэта. Правда это или вымысел?