26 октября 2017
Музыкальный журнал, июнь 2017.
Ольга Болычева
20 июня Калининградский областной Музыкальный театр завершил сезон выпуском нового мюзикла «Виват, Мюнхгаузен!». Персонаж этот для Калининграда не чуждый. Два раза знаменитый барон посетил эти земли, о чём даже сохранилась историческая запись. Было в Калининграде основано и общество «Внучата Мюнхгаузена», а теперь, новые приключения его потомков Можно будет увидеть и на сцене музыкального театра.
Музыку к спектаклю написал уже полюбившийся калининградским зрителям композитор Егор Шашин: два его детских мюзикла второй сезон идут в театре с неизменным успехом. А вот с авторами либретто и стихов Евгением Муравьёвым и Татьяной Ивановой калининградцам только предстоит познакомиться. Эта премьера стала и первым знакомством с труппой Калининградского музыкального театра молодого режиссёра Елизаветы Мороз. Её творческий дуэт с художником спектакля Еленой Альфер сделал постановку необычайно выразительной, яркой, волнующей воображение.
Мюзикл «Виват, Мюнхгаузен!» – дипломная работа Елизаветы Мороз, выпускницы отделения музыкального театра ГИТИСа(РАТИ). Наставники видят в ней перспективного, нестандартно мыслящего режиссёра , что и подтвердило завоёванное ею недавно третье место в конкурсе «Нано-опера».
В Калининградский музыкальный театр Елизавета Мороз приехала по рекомендации художественного руководителя московского музыкального театра «Геликон-Опера», народного артиста России Дмитрия Бертмана, с которым коллектив связывают давние партнёрские отношения. Можно сказать, что он стал одним из самых преданных соратников основателя и бессменного художественного руководителя Калининградского музыкального театра, заслуженного деятеля искусств Валерия Лысенко. Как в момент становления театра, так и на протяжении всех последующих лет Дмитрий Бертман принимал участие в формировании этого уникального театрального коллектива.
Благодаря партнёрскому проекту с «Геликон-Оперой», начиная с 2001 года, в Калининградском музыкальном театре были осуществлены постановки опер «Кармен» Ж.Бизе, «Травиата» Дж.Верди, «Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» П.И.Чайковского, «Севильский цирюльник» Дж.Россини, «Моцарт и Сальери. Реквием» на музыку из произведений Н.А.Римского-Корсакова и В.А.Моцарта, – спектакли, которые без поддержки молодому театру было бы архитрудно осуществить. Кроме этого, костяк вокалистов калининградской труппы составили выпускники ГИТИСа(РАТИ) музыкального курса Дмитрия Бертмана.
Созданный в 1992 году как частная театральная «Антреприза Валерия Лысенко», Калининградский музыкальный театр в 2001 году получил статус государственного. Открылся новый музыкальный театр 21 декабря 2001 года опереттой «Летучая мышь» И. Штрауса, в постановке Дмитрия Бертмана. В спектакле были заняты как калининградские, так и московские артисты. Можно сказать, что эта постановка стала открытием новой эры в музыкальной жизни анклавного российского региона.
Сейчас, кажется, нет такого жанра, который бы не осилили артисты Калининградского музыкального театра: оперы, оперетты, рок-драмы и мюзиклы, фольклорные драматические постановки. Так долгие годы визитной карточкой театра является рок-опера «Хоакин» А.Рыбникова и Ю.Кима. За эти годы спектакль постоянно усовершенствовался авторами, которые дописывали новые музыкальные номера и сцены, так и находились всё новые режиссёрские и художественные решения. В прошедшем сезоне вышла новая версия рок-оперы «Хоакин», постановку которой осуществил художественный руководитель театра Валерий Лысенко, которого с Алексеем Рыбниковым связывают давнишняя дружба и сотрудничество. И сейчас они готовятся к реализации эпохального оперного проекта «Война и мир», в котором, вероятно, будут задействован творческий потенциал не только России, но и ближнего зарубежья. Тем более что опыт в осуществлении совместных международных оперных проектов у Калининградского музыкального театра уже есть. Последним таким большим международным проектом стала постановка оперы «Евгений Онегин» П.И.Чайковского в оперном театре Щецина, в которой приняли участие дирижёр из Германии, польские музыканты, оперные певцы из Польши и Калининграда, художники и постановщики из Москвы.
Есть в Калининградском музыкальном театре спектакли, жанр которых трудно вместить в традиционные рамки. Например, спектакль о жизни оперных певцов «Мужское танго» по пьесе О.Болычевой, специально написанной для солистов театра Александра Дудницкого и Елены Альфер. Режиссёр-постановщик Елена Сафонова определила его жанр как «страсти по Вагнеру». В этом спектакле солисты театра не только играют драматические роли современных героев, но и поют сложнейшие оперные партии из произведений Рихарда Вагнера.
Особое внимание руководитель театра уделяет работе, которую музыкальный театр ведёт и с юным зрителем, считая её задачей номер один: отсюда и разнообразный детский репертуар из классических, народных и современных музыкальных сказок и мюзиклов. Именно благодаря своей многогранности и профессионализму в 2010 году Международной академией культуры и искусства молодой Калининградский музыкальный театр был признан «Национальным достоянием России». В этом же году основателю и художественному руководителю Калининградского музыкального театра Валерию Ивановичу Лысенко было присвоено звание лауреата Международной общественной премии «Виват, Маэстро».
Возвращаясь к последней премьере прошедшего сезона «Виват, Мюнхгаузен!», ещё раз хочется сказать, что этот спектакль для Калининградского музыкального театра неслучайный, а скорее знаковый.
«В мюзикле мы делаем Мюнхгаузена весьма учёным и очень деятельным человеком, – говорит режиссёр-постановщик Елизавета Мороз.
– Мы видим его персонажем, на которого хочется походить. Если сказать просто – он должен быть «крутым». У нас артисты потрясающие. Они очень красивые, хорошо сложены, и хотелось сделать такого героя, которому «море по колено, горы по плечо», чтобы детям захотелось быть такими же «крутыми». В процессе работы над спектаклем, я поняла, что наш главный герой очень похож характером на художественного руководителя театра Валерия Лысенко. Если подумать, Мюнхгаузен, прежде всего, – человек Возрождения. Он учёный, он поэт, он драматург, и, самое важное, он – тот человек, который может находить приключения и видеть необычное даже в самых обыденных вещах и ситуациях. А в нашем современном мире это те качества, которых нам всем очень не хватает. Все эти черты присущи и руководителю театра, который не боится экспериментировать, рисковать, и всегда открыт для сотрудничества, и, что немаловажно, – доверяет молодым и создаёт для них свободное пространство для творчества».
– Главная цель нашего музыкального театра – предложить зрителям, и, в первую очередь, молодёжи, настоящие художественные произведения, которые соответствовали бы веянию времени и использовали язык молодёжной культуры, – считает Валерий Лысенко. – Я верю, что число наших почитателей будет постоянно расти, а усилия, которые будут предприниматься друзьями театра, приведут к тому, что каждый спектакль молодёжного коллектива будет ярким событием не только в культурной жизни нашего города и области, но и России.
Фото предоставлены пресс-службой Калининградского областного музыкального театра.