МИНИСТЕРСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Войти | Регистрация
Версия для слабовидящих

«Женитьба Белугина» прошла на «ура!»

15 сентября 2017

14.09.17 в Музыкальном театре Костромской драматический театр им. А.Н. Островского показал калининградцам премьерный спектакль «Женитьба Белугина».

Костромичи этой постановки ещё не видели. А наши зрители выходили из зала улыбающимися, в приподнятом настроении. Просто диву даёшься, как удаётся труппе с первых минут захватить внимание публики. Ты не думаешь, что на сцене играют актёр А или Б, а видишь живых людей с их страстями, проблемами. Переживаешь за них, любуешься ими, осуждаешь или смеёшься. Одним словом – премьера удалась.

Хороши здесь все. И трогательная чета родителей главного героя – Гаврила Пантелеевич и Настасья Петровна (заслуженные артисты России Игорь Гниденко и Татьяна Никитина) с их «домостроем». Но почему-то, глядя на эту супружескую пару, вспоминаешь поговорку «Муж в семье – голова, а жена – шея». И мать героини, стареющая аристократка Нина Александровна Кармина (заслуженная артистка России Надежда Залесова), постоянно прячущаяся от проблем и трудностей реальной жизни за свою мигрень. Эта добрая, безвольная женщина столкнулась после смерти мужа с суровой действительностью, но не стала расчётливой, готовой на всё, чтобы только выжить. Её пугает цинизм дочери.
И брат, и сестра Сыромятовы. Василий Сыромятов (Сергей Чайка) — представитель нового нарождающегося класса – фабрикантов, правильного белугинского мира, честного, устойчивого. Его сестра Таня (Мария Петрова), несмотря на то, что жених бросает ее чуть ли не перед самым венцом, находит в себе силы понять Андрея, простить: «Что ж мне тебе сказать? Обидно мне, горько мне!.. Да ты сам-то уж не плачь — это мое дело! Что ж тебе сказать? Ну… бог с тобой! Вот одно… что ж еще?». И слуга Андрея Прохор (Тимур Бакиров), и горничная Елены Глаша (Анна Полицан), у которой в пьесе роль без слов. Нет в них ничего плебейского Они не унижаются и не пресмыкаются. Они, скорее, члены семьи, чем прислуга. И, конечно же, Андрей Белугин (заслуженный артист Дмитрий Рябов) и Елена Кармина ( Елизавета Камерлохер).

Критики того времени часто сравнивали комедию с шекспировским «Укрощением строптивой». Но Андрей, в отличие от Петруччо, не притворяется, чтобы смирить крутой нрав возлюбленной. Он так влюблён, что готов положить к ногам Елены целый мир. Он чист душой. В его поступках и подкупающая искренность, и хмельной размах жениха-миллионера. Узнав о предательстве друга и жены, Андрей не стремится мстить. Он действует почти по французской поговорке: «Если женщина не права — попроси у неё прощения». Прощения не просит, но отпускает с миром с человеком, которого она любит. О Елене в описании действующих лиц написано так: «девушка немного за 20 лет в полном цвете красоты и здоровья; в манерах видна избалованность и привычка повелевать». Вначале, поддавшись влиянию Агишина и мечтая о полной свободе, она соглашается выйти замуж за Белугина. Но деньги для неё не главное. «За одну только богатую жизнь я бы себя никогда не отдала: я хочу быть свободна!» — говорит она матери. Но купленная путём «сделки с совестью» свобода тяготит. Елена понимает и своё нравственное падение и со временем начинает ценить бескорыстную, искреннюю любовь Белугина. Между свободой и порядочностью она выбирает порядочность. Она входит в белугинский мир, накинув на плечи полушалок и радостно отбивая «дроботушки».

Иван Поляков в роли Агишина весьма убедителен. Агишин пока не Паратов, к тому народец льнёт за широту души (и цыган не обидит, и актёров, и половых). Николай Егорович же совсем другой типаж. Нам авторы представляют его как человека «без определенного положения, с ограниченными средствами; личность поизносившаяся, но еще интересная; по костюму и манерам джентльмен». Этот всё больше о себе. «Жизнь не стоит того, чтобы над ней задумываться: вся она не что иное, как комедия». Его план прост: организовать брак Елены по расчёту с богатым купцом, сделав того обманутым мужем, а себя – счастливым любовником». Но, не удалось.

Особое спасибо хочется сказать режиссёру-постановщику и художнику-постановщику спектакля Елене Сафоновой. Ей всё удалось: найти общий язык с актёрами, которые великолепно играют, правильно подобрать костюмы (кажется немного аляповатым костюм Тани в последней картине; он, конечно, подчёркивает её принадлежность к купечеству, но совсем не подтверждает слова, что туалеты дам выписываются из Парижа), прекрасные, ёмкие декорации и, конечно, музыкальное оформление, благодаря которому зритель вживую услышал старинные городские романсы. С победой!

Теперь немного о пьесе и истории её создания.

Островский написал 54 пьесы, из них семь в соавторстве с С. А. Гедеоновым («Василиса Мелентьева»), Н. Я. Соловьевым («Счастливый день», «Женитьба Белугина», «Дикарка», «Светит, да не греет») и П. М. Невежиным («Блажь», «Старое по-новому»). Как говорил сам Островский, это «целый народный театр». Николай Соловьев, молодой начинающий автор набросал сюжет «Женитьбы», а выдающийся драматург оживил его, придав истории легкость, введя узнаваемые типажи, что сделало свое дело — пьеса имела успех и с 1877 года стала репертуарной («Бесприданница» будет написана годом позже). Чем же был вызван интерес публики к комедии? Тем, что она говорила о победе чистого сердца над расчётом, о торжестве искреннего чувства над пошлостью и цинизмом, выступала против прагматичного, бездушного отношения к жизни. Что, согласитесь, весьма актуально и в наше время. Островский, оценивая творчество Пушкина, говорил: «Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть… Всякому хочется возвышенно мыслить и чувствовать вместе с ним; всякий ждет, что вот он скажет мне что-то прекрасное, новое, чего нет у меня, чего недостает мне; но он скажет, и это сейчас же сделается моим. Вот отчего и любовь, и поклонение великим поэтам». Эти слова можно полностью отнести к самому Александру Николаевичу. Читайте классику, господа!

Н. Гора
Фото — с сайта Костромского драматического театра им. Островского

Источник: day-off39.ru