14 сентября 2017
12.09.17 г. в Музыкальном театре Костромской драматический театр им. А. Н. Островского дал своё первое гастрольное представление.
Сразу нужно сказать, что это спектакль, который смотрится на одном дыхании. Публика была единодушна в своей оценке: аплодировали стоя, долго кричали «браво». А ведь зал был очень разновозрастный – от пенсионеров до старшеклассников.
Спектакль, поставленный по хорошо знакомому со школы произведению Пушкина «Капитанская дочка», позволил взглянуть на повесть под другим углом зрения. Пушкин писал «Капитанскую дочку» параллельно с исследованием материалов Крестьянской войны 1773 – 1775 гг. (итогом этой работы стала «История Пугачёва» – единственное законченное и изданное научное исследование Александра Сергеевича на историческую тему). В школе, если помните, основное внимание обращается на историю бунта, молодым героям достаётся совсем немного времени из выделенных школьной программой часов. Акцент делается на эпиграфе – «Береги платье снову, а честь смолоду». Режиссёр же и актёры театра им. Островского, рассказывая о тех далёких событиях, через Машу Миронову и юного офицера Петра Гринёва напоминают нам о главных человеческих ценностях – чести, долге, благородстве и верной любви.
Неотъемлемым достоинством спектакля является почти полностью сохранённый Игорем Гошиным пушкинский текст, и диву даёшься, как легко легла на музыку Александра Шевцова проза великого поэта. Также в спектакле исполнялись песни, написанные этим талантливым композитором. Калининградцам его работы известны по некогда шедшему в Музыкальном театре спектаклю «Левша» и фильму «Безымянная звезда» (с Вертинской и Костолевским).
Рассказ о событиях вековой давности что в повести, что в спектакле ведётся от лица главного героя – Петра Андреича Гринёва. Поместить все события в двухчасовое действо, как вы понимаете, нереально. Елена Сафонова, режиссёр-постановщик и художник-постановщик спектакля, одно время работавшая в нашем Музыкальном театре, решает эту проблему с помощью ёмких по смыслу сцен и образов.
Например, Пушкин так характеризует коменданта Белогорской крепости: «Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый». У Сафоновой, въевшийся в Миронова с младых ногтей солдатский дух («сорок лет в службе») показан гротесковой мизансценой обеда, когда гости и хозяева едят щи под счёт и присказки. Фраза Гринёва «оргия, коей я был невольным свидетелем, продолжалась до глубокой ночи» не произносится, ее заменили пляской и частушкой о Екатерине II, которые прекрасно иллюстрируют происходящее в стане Пугачёва. Старинная калмыцкая легенда, которую рассказывает в повести Пугачёв, пропевается с повторами, подчёркивающими мелодичность языка, образующими кружевную вязь времени (вспомните русские народные «Брат сестру качает» или «Во поле берёзка стояла»).
Вообще, о мелодичности. Костромской театр, по словам главного режиссёра, редко ставит музыкальные спектакли, т.к. они предполагают специальное образование и особенные вокальные данные. Но поскольку многие из артистов разносторонне талантливые люди, удалось осуществить данную постановку. Отсутствие специального музыкального образования с лихвой покрывалось искренностью исполнения, которое не могло оставить равнодушными зрителей.
Дмитрий Рябов, исполняющий роль Пугачёва, не только имеет портретное сходство со своим героем, его сильный, сочный баритон прекрасно звучит и акапельно, и под аккомпанемент. Этому артисту аплодировали более бурно, чем другим, хотя все актёры играли замечательно, эмоционально, с полной отдачей.
Пётр Гринёв в исполнении Александра Соколова на глазах у зрителя превращался из изнеженного маменькиного сынка, мечтавшего о балах и веселье Петербурга, в зрелого мужчину, способного совершать высоконравственные поступки. В ситуациях, когда приходилось выбирать из двух решений, противоположных по смыслу и рождающих одинаковые по масштабу трудности (жизнь или совесть, личная безопасность или жизнь другого человека), Петруша выбирал совесть и жизнь другого человека. Решение, как говорится, не мальчика, но мужа.
Маша Миронова у Елизаветы Камерлохер кроткая, скромная, по-девчачьи робкая, похожая на нежный цветок, до которого, кажется, дотронься, и он сломается. Но страдания и горечь утрат научили её быть стойкой и смелой. Решая дилемму — жизнь или верность, она выбирает верность. Да и как могло быть иначе, когда перед глазами пример её родителей, верных чести, долгу и любви.
Иногда придёшь в театр, следишь за актёрами и думаешь — вот как здорово играют. Камерлохер и Соколов не играли, они жили на сцене жизнью своих героев. Вот это высший пилотаж!
Тронули своей искренностью Савельич (заслуженный артист Игорь Гниденко) и Василиса Егоровна (заслуженная артистка Татьяна Никитина). Заботливый, смешной, неуклюжий, прямолинейный, рачительный, громкоголосый слуга Гринёва следит он за своим барином, как наседка за выводком. Всеобщая мать-хозяйка и командирша, на которой держится порядок в крепости, Василиса Егоровна до последней минуты остаётся верной своему Ивану Кузьмичу и просит разделить с ним участь. Увидев мужа повешенным, не пугается, не затаивается: «Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!».
Капитан Миронов (заслуженный артист Алексей Галушко), крепкий как дубочек, погибает не сломленным. Мы не видим сцены казни, но последние слова коменданта: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» полны презрения и произносятся артистом со всей горячностью сердца, которой веришь безоговорочно.
Иван Поляков так сыграл своего Швабрина, что невольно понимаешь — у каждого выбора есть своя точка невозврата. Его «жаль… всё могло быть иначе!», произнесённое дрожащим, тоскливым голосом, тому подтверждение.
Несколько суетливой, слегка придурковатой показалась Палашка (Анастасия Краснова). Пушкин пишет о ней, как о девице бойкой. Но суетливость и бойкость, как мне кажется, вещи разные. А её преданность семейству Мироновых говорит о доброте и порядочности.
Из-за того, что некоторые артисты исполняют по две роли, в голове появляется некоторый сумбур. Так, например, Белобородова, одного из сотоварищей Пугачёва, и хозяина постоялого двора играет Всеволод Ерёмин. Белобородов — беглый капрал, «щедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою». Хозяин же постоялого двора — «родом яицкий казак, казался мужик лет шестидесяти, еще свежий и бодрый». У Ерёмина, как я понимаю, по задумке режиссёра, эти два персонажа соединены в один (по крайней мере, так воспринимается из зрительного зала). Это хорошо сложенный азиат, «хитрый лис», прекрасно знакомый с оружием и восточными единоборствами. Его кульбиты и мастерское владение кием, как нунчаками, видятся данью моде. А может быть, это желание показать, что войско пугачёвское состояло из людей разного сословия. Но эта мысль приходит в голову уже после спектакля.
Было бы неправильно ничего не сказать о прекрасных костюмах. Две Елены — Сафонова и Белова — передали с их помощью атмосферу того времени и подчеркнули индивидуальность каждого персонажа. Минималистичные декорации, оставляя простор для фантазии, позволили обратить внимание зрителей на актёрскую игру.
Фазиль Искандер, абхазский писатель и поэт, как-то сказал, что главным героем «Капитанской дочки» является любовь. «Любовь – главнее всех». Только ей можно объяснить часто неразумные и не поддающиеся логике поступки Гринёва, Швабрина, Марьи Ивановны, Савельича, Василисы Егоровны, Екатерины II и других. Любящий человек может, не раздумывая, броситься спасать близких людей, быть верным до самой смерти. Эту мысль постарались передать своим спектаклем наши костромские гости, и это у них получилось.
Н. Гора