17 июня 2017
В Музыкальном театре готовится премьера мюзикла для всей семьи
«Калининградская правда» 16 июня 2017 года
Автор — Татьяна ИЗОТОВА
Пятнадцать лет назад в Калининграде появился клуб «Внучата Мюнхгаузена». Ребята красиво пропагандировали именитого «предка», дважды побывавшего в Кёнигсберге: отмечали его день рождения 32 мая, инициировали установку памятника известному выдумщику в Центральном парке и его сапогу — в Рыбной деревне. В прошлом году памятник появился и в Гурьевске. Литературный герой и его прототип Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен для наших краёв персона знаковая, особенно для тех, кто понимает. Скоро «понятливых» станет больше благодаря Областному музыкальному театру, где на ближайший вторник назначена премьера мюзикла «Виват, Мюнхгаузен!».
Будущий спектакль — дипломная работа выпускницы РАТИ-ГИТИСа по специальности «режиссура музыкального театра» Елизаветы Мороз. Для неё и занятой в спектакле части труппы второй месяц длится репетиционный процесс, исполненный поисков и открытий, куража и азарта. Это тот случай, когда чудесным образом совпали интересы ищущего себя режиссёра-постановщика, не пресытившихся творчеством артистов и — авторов: уже известного зрителям Музтеатра композитора Егора Шашина и его партнёров Евгения Муравьёва и Татьяны Ивановой, придумавших сюжет и сочинивших тексты песен. В фантазии им не откажешь. Они «наградили» барона внуком Фридрихом — мальчонкой умненьким, но «ботаном», обитающем в своём замкнутом мире. Подросток не знает реальной жизни, не умеет общаться со сверстниками — кроме разве что соседки Марты. И барон решает провести юных друзей своими прошлыми маршрутами, выражаясь современным языком — организовать для них квест. Путешественников при этом ждут приключения, которые затейник-Мюнхгаузен и сам не всегда мог предвидеть. К слову, участие в них примут и зрители благодаря интерактивным игровым приёмам, которые изначально были «фишкой» детских постановок театра.
Такие технологии не чужды и Елизавете Мороз, о которой хотелось бы рассказать чуть подробнее: в её пока не длинную творческую биографию уже вписано несколько ярких эпизодов и «подготовлены странички» для следующих. Будучи студенткой, она сотрудничала с Музыкальным театром имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко и с Большим театром. Думается, это помогло ей успешно проявить себя в недавнем международном конкурсе молодых оперных режиссёров «Нано-опера», в третий раз организованном Московским музыкальным театром «Геликон-опера». Участники в финальном туре ставили массовые сцены, где были задействованы артистов хора и солисты театра. На создание фрагмента спектакля отводилось 15 минут. Адреналина придавало то, что оно шло в прямом эфире. Версия сцены гадания из оперы С. Прокофьева «Любовь к трём апельсинам», предложенная Мороз, была удостоена третьего места и нескольких бонусов: её пригласили стать режиссёром одного из выпусков проекта «Большая опера» на телеканале «Россия К», член жюри Кристоф Майер, генеральный директор Немецкой оперы на Рейне в Дюссельдорфе и Дуйсбурге, предложил Елизавете стажировку в качестве ассистента в Дюссельдорфской опера, а художественный руководитель Дортмунд-оперы Жан-Даниэль Херцог — стажировку в качестве своего ассистента.
Параллельно с подготовкой к фестивалю выпускница искала сцену, на которой можно было бы осуществить дипломную постановку. По её признанию, занятие это неблагодарное: студенты рассылают по театрам страны заявки, на которые очень редко получают ответ. Тем дороже было приглашение к сотрудничество от художественного руководителя Калининградского областного музыкального театра Валерия Лысенко. «Я сразу поняла, что Валерий Иванович охотно поддерживает молодёжь, — отметила Елизавета Мороз, — и не только потому, что он откликнулся и доверил мне прекрасное либретто. Это проявляется в том, как чувствуют себя в театре актёры. Они раскованы, настроены на работу, фонтанируют идеями. И с воплощением в роль справляются органично, и поющие все, и очень пластичны. И вообще команда замечательная, с полуслова друг друга понимаем. И с художником-постановщиком Еленой Альфер, и с хореографом Оксаной Холевой говорим на одном языке».
Мюзикл «Виват, Мюнхгаузен!», по замыслу создателей, предназначен для семейного просмотра. Думаю «внучата» барона тоже были бы не против.