30 мая 2017
Молодой оперный режиссер Елизавета Мороз, окончившая Курс Мастерской А.Жагарса на Факультете Музыкального театра (ГИТИС), успешно участвовала в международном проекте «Нано-Опера», онлайн — трансляцию которого 25, 26 и 27 мая на телеканале «Культура» посмотрели десятки тысяч зрителей. «Нано-Опера» — это международный конкурс молодых оперных режиссеров, организованный Московским музыкальным театром «Геликон-опера». Он дает уникальную возможность начинающим режиссерам проявить себя в работе с профессиональными артистами, а зрителям — увидеть, как на их глазах создаются сцены оперных спектаклей и погрузиться в тонкости профессии оперного режиссера. Зрители могли увидеть закулисье этого уникального оперного состязания: как проходит подготовка, волнения участников, услышать их самые неожиданные комментарии, закрытые обсуждения жюри, а также высказать свое мнение и проголосовать за понравившегося участника.
Жюри «Нано — Оперы» оказалось в высшей степени представительным, состоящим из мировых и российских знаменитостей в мире оперного искусства:
Дмитрий Бертман – председатель жюри, художественный руководитель-генеральный директор театра «Геликон-опера» (Россия);
Николас Пейн – директор «Опера Европа» (Великобритания);
Шелл Энглунд – генеральный директор-художественный руководитель Норрландской оперы (Умео, Швеция);
Кристина Шепельман – генеральный директор-художественный руководитель Большого театра Лисеу (Барселона, Испания);
Кристоф Майер – генеральный директор Немецкой оперы на Рейне в Дюссельдорфе и Дуйсбурге (Германия);
Неэме Кунингас – художественный руководитель оперы Красноярского театра оперы и балета (Россия, Эстония);
Жан-Даниэль Херцог – художественный руководитель Дортмунд-оперы (Германия);
Андрейс Жагарс – оперный режиссер (Латвия);
Георгий Исаакян – художественный руководитель — генеральный директор Московского детского музыкального театра им. Н.И. Сац (Россия);
Сергей Бобров – художественный руководитель Красноярского государственного театра оперы и балета (Россия);
Вячеслав Стародубцев – главный режиссер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета НОВАТ (Россия)
С 25 по 27 мая на сцене Белоколонного зала княгини Шаховской театра «Геликон-опера» прошли первый, второй и третий туры конкурса. В первом туре участники продемонстрировали работу над оперной арией, во втором – работу над дуэтом, а в третьем туре представили массовые сцены из известных опер. На воплощение своего замысла у каждого из них было строго ограниченное время. В первом туре Елизавета работала как режиссер над романсом Никлауса из «Сказок Гофмана», во втором туре — над дуэтом Грязного и Любаши из «Царской Невесты». В третий тур прошли только семеро участников, и в нем Елизавета работала над массовой сценой карточной игры из «Любви к трём Апельсинам». По ее словам: «…Это сцена боксерского поединка в фантастическом, магическом мире. Вначале она должна быть очень серьезной…»
В итоге вечером 27 мая Председатель жюри конкурса Дмитрий Бертман объявил победителей:
Гран-при — Руслан Бицоев
I премия — Дмитрий Отяковский
II премия — Даниил Дмитриев
III-ю премию разделили Елизавета Мороз и Алексей Смирнов
Кроме того, Елизавета Мороз получила два специальных приза от членов жюри, значение которых сравнимо с самыми большими премиями и наградами:
Кристоф Майер, генеральный директор Немецкой оперы на Рейне (Германия) пригласил ее работать в качестве ассистента над постановкой одной из опер на выбор в своем театре, а Жан-Даниэль Херцог, художественный руководитель Дортмунд-оперы (Германия) пригласил ее своим личным ассистентом на постановку оперы, которую он готовится режиссировать.
По словам Кристофера Майера: «…у вас есть возможность работать помощником, ассистентом на одной постановке, и таким образом вы будете учиться в течение шести недель, у вас будет практика, вы сможете завязать профессиональные связи…»
Также Канал «Россия К» принял решение в качестве специального приза пригласить Елизавету Мороз стать режиссером одного из выпусков очередного сезона популярного телевизионного проекта «Большая опера».
Как сказала ведущая «Нано-оперы» Сати Спивакова: «…Похоже, Елизавету Мороз мы не скоро увидим в Москве…» Но в июне 2017 года Елизавета приезжает в Калининград, чтобы завершить постановку своего дипломного спектакля — мюзикла «Виват, Мюнхгаузен!» на сцене нашего театра. И скоро — премьера!