09 марта 2017
В Калининграде с успехом идут гастроли Белорусского музыкального театра. Это первый визит минчан в самый западный российский регион за последнее двадцатилетие, и калининградские театралы ждали его с большим нетерпением. Неудивительно, ведь заслуженный коллектив Беларуси подготовил для жителей Янтарного края настоящий театральный праздник. За двенадцать дней театр планирует показать свои лучшие постановки — одиннадцать музыкальных спектаклей, два балета и два концерта.
Гастроли, стартовавшие в первый день весны, продлятся до 12 марта. Они проходят на сцене Калининградского музыкального театра, который в эти же дни отправился с ответными гастролями в Минск. В общей сложности в Калининград из Беларуси приехали 170 человек — вокалисты, танцовщики, оркестранты, постановщики. В том числе художественный руководитель белорусского музыкального театра Адам Мурзич, которому калининградский корреспондент «СОЮЗа» задала несколько вопросов.
Адам Османович, ваш коллектив хорошо известен россиянам. В каких городах России вы уже побывали с гастролями?
Адам Мурзич: Наше знакомство с российским зрителем началось в Смоленске. Затем Калуга, Тула, Екатеринбург, концертный зал Чайковского в Москве, Уфа и Петрозаводск. И вот, наконец, Калининград.
Театр дважды приезжал в ваш город в советское время, в 1985 и 1989 годах. Но если говорить о новой истории России и Беларуси, это первые гастроли нашего коллектива в Калининграде.
Как белорусский музыкальный театр принимают в РФ?
Адам Мурзич: Спектакли проходят, не побоюсь этих слов, с феерическим успехом. Ведь мы, как правило, работаем в городах, где нет музыкальных театров, где мы можем показать зрителям что-то новое. Практически всегда публика после спектаклей встает!
В Екатеринбурге, где есть мощный театр музыкальной комедии, и в Москве я, признаюсь, волновался, как нас воспримет искушенный зритель. Но все прошло хорошо.
Знакомы ли вам постановки калининградского музыкального театра, которые сейчас идут на вашей сцене в Минске?
Адам Мурзич: К сожалению, нет. У меня никогда не получается послушать и посмотреть спектакли театров, с которыми мы обмениваемся гастролями, я по долгу службы всегда в пути, вместе с коллективом. Но я, спросив разрешения калининградских коллег, попросил записать их постановки на видео. Вернусь в Минск и все спектакли обязательно посмотрю.
Насколько мне известно, калининградский музыкальный театр постарался составить для минчан программу, которая отражает особенности калининградской культурной жизни. Это и «Осада» знаменитого калининградца Евгения Гришковца, и спектакли «Убить Нерона» и «Утоли жажду», поставленные по пьесе калининградского драматурга Ольги Болычевой. А какие сюрпризы приготовил для калининградского зрителя белорусский музыкальный театр? Есть ли в репертуаре какие-то белорусские «изюминки»?
Адам Мурзич: Хороший вопрос. Когда составлялась программа, я настоял, чтобы мы привезли в Калининград белорусскую музыку. И она представлена, на мой взгляд, очень достойно — мюзиклом «Стакан воды», где прозвучат произведения белорусского композитора Владимира Кондрусевича. Среди всего калининградского гастрольного репертуара это, если честно, мой любимый спектакль. Потому что там сочетается белорусская музыка и потрясающий сюжет.
Кстати, последний спектакль Кондрусевича, исторический мюзикл «Софья Гольшанская», стал лауреатом национальной театральной премии. В будущем мы обязательно привезем его в Калининград.
Расскажите о детских мюзиклах, которые театр покажет в Калининграде. От белорусских друзей я слышала много восторженных отзывов о «Буратино.by». Чем Буратино с «интернетной» аббревиатурой отличается от классической сказки, знакомой нам с детства?
Адам Мурзич: Наш Буратино — современный ребенок. Он ладит с компьютером, сидит в Интернете, разговаривает на современном языке. На последнем спектакле в Минске был аншлаг. Надеюсь, «Буратино.by» понравится и калининградским зрителям.
Завершают гастроли три балета — «Тысяча и одна ночь», «Лебединое озеро» и «Клеопатра». Что важно знать об этих спектаклях калининградским театралам?
Адам Мурзич: Музыку к «Клеопатре» написала великолепный азербайджанский композитор Гельсят Шайдулова. Были еще две «Клеопатры» маститых белорусских композиторов, но мы вынуждены были им отказать. Никто не смог так тонко передать ощущения Востока, как эта хрупкая женщина из Баку. В «Тысяче и одной ночи» тоже звучит музыка выдающегося азербайджанского композитора, Фикрета Амирова.
Что касается нашего «Лебединого озера», постановка трижды побывала в Китае, трижды — в Германии, сейчас пришло приглашение из Англии. Вот такие интернациональные у нас балеты.
Как же вы везли реквизит для таких масштабных постановок?
Адам Мурзич: Реквизит отправили фурой. А для оркестра заказали специальный автобус с удобным багажным отсеком. Чтобы каждый оркестрант отвечал за свой музыкальный инструмент. К сожалению, несколько самых пафосных, самых впечатляющих декораций мы взять не смогли. Калининградская сцена меньше, чем наша, и какие-то элементы сюда просто не встали бы. К примеру, пришлось отказаться от потрясающих башен — декораций из оперетты «Цыганский барон».
Придется вокалистам, танцовщикам и оркестрантам спасать ситуацию…
Адам Мурзич: Конечно! Я всегда говорю своим артистам: это неважно, что мы выезжаем без всех ваших аксессуаров. Вы, дорогие мои, главное действующее лицо на сцене! И от вас зависит, какие декорации представят себе зрители.
Тем временем
Гастроли Калининградского областного музыкального театра проходят в Минске со 2 по 12 марта в рамках первого международного фестиваля «Театральная весна в Музыкальном театре». Это первый большой выезд калининградского коллектива. Труппа привезла белорусским зрителям больше десяти спектаклей — музыкальное шоу, концерты, мюзиклы, рок-оперы, комедии, постановки для детей.