Татьяна Короткова
Садист, лицедей, социопат? Загадку Нерона попытались разгадать в рок-драме
14 сентября 2015
Татьяна Короткова
Садист, лицедей, социопат? Загадку Нерона попытались разгадать в рок-драме
5 и 6 сентября в порядке обменных гастролей Калининградский областной музыкальный театр познакомил столичную публику со своей рок-драмой «Любить Нерона», спектакль прошел на сцене Театра Луны. Это первые гастроли театра за несколько лет, отправной точкой стала Москва, конечным пунктом — Ярославль, Международный Волковский фестиваль.
У музыкального театра в Калининграде репертуар весьма достойный, причем, во всех жанрах, от оперы до драматического спектакля. Но именно рок-драма «Любить Нерона» пришлась сцене театра Луны как «родная», постоянный зритель удивился бы разве что новым именам занятых актеров.
Рок-драма «Любить Нерона» и спустя несколько дней после просмотра не оставляет память – это, безусловно, яркое зрелище, с прекрасной внешней подачей истории через костюмы и сценографию. Спектакль метафоричен. Одномоментно мир, созданный авторами постановки, существует в разных масштабах. Использование кукол, актерам они по колено, и гигантских скульптур Нерона и Агриппины (задник сцены), подавляющих своим величием все, что меньше – дает сильный эффект и создает ощущение законченности формы. Автор идеи, режиссер-постановщик, сценограф и художник по костюмам – Елена Сафонова, несколько лет назад по ее предложению и возникло либретто этой постановки под пером Ольги Болычевой.
Спектакль получил «декадентски-опиумное» звучание – благодаря использованию музыки рок-группы «Агата Кристи», а, как известно, эта группа воспела нонконформизм как позицию в эпоху «правительства пресыщения». Нота добавила манерности центральному персонажу, но краска оказалась точной.
Именно напыщенное актерство, возведенное во внутреннюю трагедию, очевидно, вело по судьбе римского императора, Отца отечества, Великого понтифика Нерона Клавдия Цезаря Августа Германика, чье имя «Нерон» стало синонимом самого изощренного садизма. Одним из проявлений этого садизма были публичные актерские выступления, по словам очевидцев, когда Нерон пел в театре, ворота наглухо закрывались, и никому под страхом смерти не разрешалось покидать свои места. Чтобы избавиться от кошмара, некоторые не менее артистичные зрители притворялись умершими или умирающими, и их выносили на носилках.
«Имея власть Цезаря, не имеешь права Человека» — на эту драматическую коллизию нанизаны все события спектакля. Человек, облеченный властью, рано или поздно становится подобием машины. Но если этот человек раздираем изнутри ношей творческого дара, энергия саморазрушения увеличивается многократно.
Авторы спектакля «Любить Нерона» поставили перед собой трудновыполнимую задачу – уж слишком многообразен жизненный путь Нерона, слишком много драматических сплетений, слишком большой след в мировой истории оставил этот человек. Докопаться до истины историки не могут, фигура Нерона неоднозначно оценивалась даже его современниками.
Две фразы как кольцо замкнули судьбу императора: при рождении собственный отец воскликнул, что у Агриппины родится ужас человечества, и, перерезая собственное горло, Нерон прохрипел: «Какой артист погибает». История социопата Нерона, абсолютно определена и самостоятельна, она волей-неволей становится неким психиатрическим анамнезом, а тема психических отклонений требует тонкого подхода.
За минусом того, что текстовая фактура рок-драмы, пожалуй, чересчур информативна, сюжет в постановке «Любить Нерона» вполне ясен. Нерон детство провел под надзором двух дядек, танцовщика и цирюльника. Нерон поддался искушению и разделил ложе с собственной матерью: Агриппина промахнулась, вместо полноты власти над Нероном получила смерть, была убита по его приказу. Нерон – есть такая версия – поджег Рим лишь для того, чтобы отстроить его заново.
Но что в жизнеописаниях Нерона правда, а что вымысел? Его личность в веках демонизирована, но как отделить зерна от плевел? И уж тем более, как достоверно передать образ правителя дохристианской эпохи? Кажется, это невозможно.
Именно потому Елена Сафонова «одела» своего Нерона так, будто это парень нашего времени, вышедший под утро из какого-то «опиумного» московского арт-подвала. Один штрих, и в легенде о Нероне смыты границы времени, как смыты границы пространства – из-за участия богов: Венера, Юпитер и Амур разыграли жизнь актера-императора как будто это кукла для жертвоприношения.
Судьба Нерона дает огромный материал для осмысления, и авторы спектакля успешно использовали многие реальные и мифологические моменты его биографии от фразы Агриппины на предсказание халдеев «Пусть умерщвляет, лишь бы властвовал» до привязанности к Нерону вольноотпущенницы Акте, на бывшей рабыне император даже замыслил жениться, но одумался и перешел к другой «игрушке». Акте стала ключевым персонажем – воплощенной в земное тело Венерой, богиней любви, она-то, единственная, и любила Нерона по-настоящему. Почему бы и нет?
Любить Нерона – сложно. Но попытка оправдать со сцены человека, в котором безграничная власть раздавила толику таланта, в общем и целом – удалась. Остается добавить, что исполнители (Станислав Ананьин, Елена Мочалова, Галина Кузнецова, Николай Перлухин, Елена Альфер, Александр Дудницкий и Антон Арнгольц) оказались на высоте не только как драматические актеры, но и как вокалисты.