«Наш театр – самый молодой в России, поэтому нас одолевает волнение. Даже забыл поздороваться», — признался с улыбкой основатель и художественный руководитель Калининградского областного музыкального театра, заслуженный деятель искусств России, член-корреспондент Международной академии культуры и искусства Валерий Лысенко и передал в дар Театру Луны картину с изображением прибалтийского города. Мол, пусть это станет символом успешного сотрудничества двух театров. К слову, в Москве калининградцы впервые. Учитывая особое местоположение, они все чаще ездят на гастроли заграницу, но пришла пора и столичную публику познакомить с постановками. Тем более символично, что все актеры – выпускники ГИТИСа.
«Главная цель нашего музыкального театра – предложить молодежи города и области настоящие художественные произведения, которые соответствовали бы веянию времени и использовали язык молодежной культуры», — утверждает Валерий Лысенко. И постановка «Любить Нерона», которой открылись гастроли театра, яркое тому доказательство.
Пьеса написана калининградской журналисткой О. Болычевой по заказу режиссера-постановщика Елены Сафоновой. И несмотря на то, что действие разворачивается в Риме в 54 году, звучит эта постановка очень современно. Уникальный жанр рок-драмы в этом спектакле – это не только оригинальный сюжет, но и неожиданное музыкальное решение. Песни группы «Агата Кристи» можно даже считать отдельным персонажем.
По сюжету, римский император Нерон – юный и талантливый – превращается со временем в жестокое чудовище. На него возлагали большие надежды, но он не способен был оправдать их. И неудивительно, ведь у 16-летнего подростка совсем иные интересы. Зачем ему ежедневно решать сложные задачи, когда можно проводить время в бесконечном веселье? Ему доступно все, кроме истинной любви…
А еще он так похож на современных подростков – та же одежда, те же интересы. Он легко увлекается и так же просто уклоняется от ответственности. Для него нет ничего святого – даже мать этот юнец готов убить собственными руками, лишь бы не мешала, лишь бы не читала нотаций, лишь бы, наконец, прекратила указывать ему, что и как он должен делать. Похоже, этому человеку вообще не знакомо чувство долга. «Не вышло утонуть на море? Но это небольшое горе», — говорит он матери. И когда все же ему удается осуществить задуманное – он буквально растаптывает ее образ. И тут мы замечаем интересный символический ход режиссера: на сцене висит огромный плакат, на котором изображены Нерон и мать. Умирая, она срывает половинку со своим изображением, а Нерон потом ходит по этому постеру и топчет его ногами. Может ли такой человек быть счастлив?.. Кажется, для него нет ничего святого.
Вообще все герои этой постановки – собирательный образ пороков. Вот и боги отнюдь не идеальны. Им лишь бы поиграть: они сталкивают людей лбами и с азартом наблюдают, что из этого получится. Венера – богиня любви – скорее, проститутка, чем идеал красоты и женственности. Она вечно страдает от собственной любви. И даже надевая белую одежду, внутри она по-прежнему остается распутной девчонкой в вызывающе коротких шортах, гетрах и чулках.
А Юпитер так похож на Кончиту Вурст… У всех богов белые лица, но они не ангелы (даже крылья не растут) – они, скорее, мертвецы, живущие на Олимпе. В них нет ничего человеческого: ни любви, ни сострадания. «Раньше можно было просто улыбаться», — поют герои. Что же произошло? Повсюду фальшь и грязь: Нерон путается с уличными проститутками, но не может добиться расположения своей собственной красавицы-жены. И это только на руку Венере, которая и сама не прочь позабавиться с молодым императором.
— Ты не боишься меня?
— Разве можно бояться восхода солнца…
— Я только что убил одну шлюху, кровь еще не обсохла на моих руках!
Так говорит Нерон. Но, по сути, он убил не шлюху – он убивает себя. Все больше погружаясь в ад, он становится обладателем не только пороков, но и все дальше отдаляется от настоящей любви. В нем уже почти ничего человеческого не остается. Его красно-рыжие волосы буквально кричат: «я убийца». Алый цвет – цвет пылкой страсти, но это и цвет крови. «Любовь и долг не совместимы. Что чувство долга без любви?» — в этой фразе Нерона отчаяние, боль и полное отсутствие надежды. Юноша не может найти настоящую любовь, а потому и совершенно утрачивает чувство долга, и какой бы то ни было разум.
Отдельно хотелось бы в этой постановке отметить сценографию. Мы не видим пышных декораций, есть лишь элементы, намеки. Например, часть древней стены, но это всего лишь фрагмент, развалина – вот и в жизни героев царит полная разруха. Мать, венчая императора на трон, одевает его в царские одежды, но тот их неохотно сбрасывает – его толстовка и джинсы удобнее. Мантия сидит на нем нелепо. Он пытается вылезти из нее. Но все же прогибается под гнетом матери и подписывает несколько указов – уже лежа на полу, поскольку нет сил встать, нет желания трудиться. Он хочет только петь и гулять.
Но в этом мракобесии есть и светлое – жена Нерона Октавия. Это невинное создание никак не может полюбить императора. «Плодить чудовищ – не мое призвание», — говорит она. Для нее смерть лучше постели с нелюбимым. В белых платьях, белых колготках – и только черные перчатки и бант на платье подсказывают зрителю, что трагедия неизбежна… Честное имя этой девушки тоже будет запятнано. Она случайно совершит убийство собственного брата и – тут же на ней уже черное платье… «Девочка — яд, девочка – смерть. Если бы взять и посмотреть, что там внутри, с той стороны, где твои сны…», — поют Нерон и Октавия, а потом и Нерон и Венера… И действительно, что там внутри? Октавия снимает свое черное платье, а под ним – белая сорочка.
«Люби меня, как я тебя, как любит ангела змея» — песни группы «Агаты Кристи» создают в этой рок-опере особое эмоциональное настроение. Есть в них и что-то бесовское, и распутное, и философское одновременно. С первых же аккордов каждая песня буквально завораживает, втягивая в этот водоворот событий, и заставляет, словно под гипнозом, бежать по кругам ада вместе с героями. Не всегда, правда, отчетливо слышны слова, но это и необязательно – музыка сама по себе режиссирует настроение и ощущения зрителя. Да, и мизансцены хотелось бы, чтобы были объемнее и глубже. Иногда все же возникало ощущение, что артисты свободно существуют в заданном пространстве, но режиссерские акценты хотелось бы видеть чаще. Тем более что они Еленой Сафоновой расставлены в этом спектакле очень удачно.
И напоследок отдельно хочется отметить работу актеров Станислава Ананьина (Нерон) и Елены Альфер (Венера). И пусть романтического союза у них так и не случилось, зато актерская работа с партнером была на высоте. А в общем и целом хочется верить, что эти гастроли и впрямь станут традиционными.
Елена Вилле