08 октября 2016
8 октября в Калининградском областном музыкальном театре прошла рок-драма Ольги Болычевой «Любить Нерона» в постановке Елены Сафоновой.
Спектакль был восторженно принят как молодежной частью аудитории, которая составляла большую часть зала, так старшим поколением. Стало понятно, почему так тепло он был встречен на одном из самых престижных театральных форумов, Международном фестивале им. Волкова, который проходил в прошлом сентябре в Ярославле. И дело тут не только в блестяще написанной пьесе, но и в игре актёров.
Чему посвящена эта постановка? Любви! Ведь по словам Лао-Цзы, это самое сильное из чувств, одновременно поражающих голову и сердце. Она предстаёт пред нами в разных ипостасях. То всепрощающей и жертвенной по отношению к сыну и эгоистичной по отношению к другим людям, как у Агриппины. То изменчивой, переходящей в ненависть, как у жены Нерона Октавии. То болезненной, как у Британика, мечтающего отомстить за любимого отца, умершего как-то слишком внезапно. То страстной и навязчивой, как у Акты, готовой ради любимого на всё. То нарциссичной, как у Нерона.
Историками создан образ Агриппины — властолюбивой и честолюбивой интриганки, нуждающейся в абсолютной власти над сыном, придворными и Сенатом. У Елены Мочаловой, исполнительницы роли Агриппины, она другая — прежде всего мать. Как нежна и красива её колыбельная, посвященная тому, от чьих рук, она, по предсказанию оракула, должна умереть. Пусть убьет, лишь бы царствовал – таков её ответ судьбе. И Агриппина начинает свой путь ради трона для родного сына. Видя испорченный характер своего дитятка, мать устраивает брак Нерона с самой красивой и самой благовоспитанной девушкой Рима, в надежде исправить характер отпрыска, образумить его. Кажется, она делает всё, чтобы Нерон стал достойным правителем. «Я мечтала вырастить идеального мужа», — говорит Агриппина незадолго до своей смерти. Но не получилось. И она спокойно и достойно, в отличие от многих, принимает свою смерть.
Тацит сообщает об Октавии, что она была весьма популярна и любима народом. Например, её возвращение из первого изгнания римляне встречали цветами и статуями молодой женщины. Философ рассказывает, что она умела таить в себе и скорбь, и любовь, и все свои чувства. Октавия Галины Кузнецовой – шаловливый ребёнок при жизни ее брата Британика, перепуганная, растерянная девочка — после его смерти. И непреклонная женщина, испытывающая отвращение к супругу, принесшему ей столько горя. Такой образ, в отличие от тацитовского, пожалуй, будет ближе и дороже многим.
Сводный брат Нерона Британик в спектакле — любимец женщин и повеса, внешне поддерживающий императора в его разгульной жизни, но внутренне переживающий за сестру. Любящий сын, мечтающий наказать Агриппину за внезапную смерть отца, человека нестарого и вполне здорового. Британик Дудницкого вызывает сочувствие.
Образ Акты, созданный Еленой Альфер, бывшей рабыни, страстной сириянки, неоднозначен. С одной стороны, вызывает уважение ее преданность Нерону, с другой – понимаешь, что её любовь, как смертельная болезнь, от которой она никак не может и не пытается избавиться. Наделённая прелестью, присущей только восточным женщинам, искусная в любви, Акте демонстрирует Нерону чувство, выходящее далеко за пределы обычного сексуального влечения. Ей одновременно сопереживаешь и жалеешь её. Тяжело слышать в ответ на свои признания, что любовь может быть лишь между равными.
Таким же неоднозначным предстаёт перед зрителем Сенека (Николай Перлухин). Древний философ-стоик, считавший, что человеческие помыслы должны быть направлены не на призрачные блага, а на добродетель и жизнь вечную, был воспитателем Нерона и до некоторых пор его наставником. Смерть он считал освобождением от телесной оболочки, радостью и призывал принимать её спокойно и терпеливо. Но как только Нерон предоставил ему эту возможность, то перед нами оказался простой человек, так же, как и все, не желающий раньше времени прощаться с мирскими соблазнами. Сенека был в курсе ужасного замысла Нерона убить мать, и после совершённого злодейства оправдывал его. Как мог философ и великий моралист воспитать монстра? Николай Перлухин не издевается над своим героем, он напоминает нам крылатое выражение: благими намерениями вымощена дорога в ад.
По сюжету пьесы в жизни Нерона были ещё два человека, которые оставили свой след в формировании характера героя. Это советник, храбрый и честный воин Бур и любовница Поппея Сабина. Они, как тени, проскользнули по сюжету, и вряд ли задержатся в памяти зрителей. Плохо это или хорошо? На этот вопрос могут ответить люди, знакомые с историческим материалом, режиссёр и автор. На мой взгляд, более широкое раскрытие этих образов утяжелило бы пьесу и снизило динамику развития событий. Но это субъективное мнение.
Ну вот, мы добрались и до Нерона. Станислав Ананьин справился с ролью, хотя ужасный звук временами не давал расслышать его монологи. Всё, что шло у Нерона изнутри, не могло быть произнесено спокойно и размеренно. Он торопился, говорил взахлёб, ведь слова жгли его душу и губы. Невольно вспомнились тютчевские строчки:
Жизнь, как подстреленная птица,
Подняться хочет – и не может.
Нет ни полёта, ни размаху –
Висят поломанные крылья,
И вся она, прижавшись к праху,
Дрожит от боли и бессилья.
Таков Нерон в конце своего бесславного пути.
Отдельно хочется сказать несколько слов о световом и музыкальном решении спектакля. Лаконичные декорации очень хорошо обыграны светом. Множащийся отзвук голосов богов Олимпа, которые с иронией смотрят на копошащихся внизу людей, рождает ощущение связи мифического и современного. А песни группы «Агата Кристи» идеально подчёркивают весь драматизм, происходящего на сцене.
Н. Гора