МИНИСТЕРСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Войти | Регистрация
Версия для слабовидящих

Интервью В.И.Лысенко о новом сезоне

06 октября 2015

ВАЛЕРИЙ ЛЫСЕНКО: «СЕГОДНЯ МЫ НАХОДИМСЯ В ХОРОШЕЙ ЭЙФОРИИ – И РВЕМСЯ В БОЙ»

Автор: Алена Мирошниченко

Калининградский областной музыкальный театр открыл новый сезон. Опера «Моцарт и Сальери. Реквием» положила начало 15-му театральному сезону и стала первой в череде премьер. Алена Мирошниченко посмотрела спектакль и поговорила с художественным руководителем театра Валерием Лысенко.
В Калининградском областном музыкальном театре открылся пятнадцатый сезон. Первой премьерой сезона стала знаменитая опера «Моцарт и Сальери. Реквием» в постановке художественного руководителя театра Геликон-опера Народного артиста России Дмитрия Бертмана. Известный каждому школьнику пушкинский сюжет режиссер интерпретировал по-своему: в написанную Н.А.Римским-Корсаковым оперу добавил исполнение последнего и, наверное, самого интригующего (во многом благодаря А.С.Пушкину) произведения В.А.Моцарта. Музыка великого русского композитора и гениального австрийца сделала свое дело — история дружбы-ненависти двух музыкантов произвела огромное впечатление на зрителей.

Успех спектакля, безусловно, зависит не только от музыки и режиссерского видения, но и от исполнителей. Партию Моцарта в опере исполнил Игорь Барбаков, а партию Сальери – Александр Дудницкий. На сцене разыгрывалась своеобразная дуэль характеров и голосов: легкомысленного, смешливого, «парящего» по жизни Моцарта — и серьезного, строгого Сальери, который музыку «разъял как труп и алгеброй гармонию поверил». Герои оперы разные, однако сопереживаешь каждому — и Моцарту, гениальному и доверчивому, и Сальери, трагической фигуре, разочарованной в собственных творениях.
Безусловно, композитор Римский-Корсаков, как и Пушкин, главным героем сделал Сальери, однако в калининградской версии знаменитой оперы главных героев все же двое — Сальери и музыка Моцарта, его Реквием. Здесь, помимо противостояния двух композиторов, двух темпераментов, двух отношений к жизни, идет спор трагического Сальери, прекрасно воплощенного Александр Дудницким, с вечностью, в которую войдет Реквием. Моцарт стал лишь проводником великой музыки в мир — именно так видели гениев в эпоху романтизма. Сам же знаменитый Реквием исполнили солисты Светлана Кручинина, Надежда Данчева, Екатерина Феоктистова, Сергей Сельдяков и хор театра. Пушкинская маленькая трагедия разыгрывалась на фоне интереснейших декораций: рояль, мрачные тени, свечи. В полумраке история про гения и злодейство приобрела мистические краски.
Опера «Моцарт и Сальери. Реквием» стала лишь первой в череде премьер открывшегося сезона Калининградского музыкального театра. О новых спектаклях и прошедших с аншлагом российских гастролях порталу o-culture.ru рассказал художественный руководитель театра Валерий Лысенко.
Об открытии сезона и опере «Моцарт и Сальери. Реквием»
— У нас традиционно театральный сезон открывается оперой. Наш театр курирует знаменитый, мирового уровня, режиссер Дмитрий Бертман, который возглавляет в Москве Геликон-оперу. Нам очень повезло — каждый год он вместе со своей командой дарит калининградцам в подарок оперу. В этот раз мы показали «Моцарта и Сальери», это мировая классика, гениальная музыка, а второй частью оперы стал моцартовский Реквием, – таким образом, два произведения были связаны воедино в режиссерской концепции. Зрители были в восторге, оставили очень хорошие отзывы, женщины плакали. Мы очень рады, что у нас получился этот спектакль. Сценографию к нему делал лауреат Государственной премии, главный художник Геликон-оперы. У нас очень много опер и музыкальных спектаклей, поставленных именно этими людьми, – Дмитрием Бертманом, Игорем Нежным и Татьяной Тулубьевой. Это очень серьезный и высокий уровень.
О новых премьерах
— Следующий премьерный спектакль довольно интересный по замыслу – по пушкинской «Пиковой даме». Это мюзикл, написанный молодым композитором из Москвы Александром Шевцовым. Мы с этим автором давно сотрудничаем, он когда-то написал для нас «Левшу» — и этот спектакль до сих пор идет. Шевцов предложил нам свое произведение «Игорный дом». Очень своевременный музыкальный спектакль, поднимает проблемы, чрезвычайно актуальные сегодня, – игромания, наркомания и т.д.. Он о том, к чему приводит эта болезнь человеческого общества: когда человек заболел игрой, когда вокруг себя он ничего не видит и готов все уничтожить ради того, чтоб заполучить свой результат в игре. Ведь «Пиковая дама» — про это. И я хотел бы, чтобы молодежь посмотрела этот спектакль.
Ислам Казиев, мой однокашник, знаменитый режиссер, сейчас закончил в нашем театре работу над музыкальным спектаклем «День чудесных обманов» по Ричарду Шеридану. Это классическая комедия, хорошо известная и в нашей стране, и за рубежом. Обман, любовь, интриги – вечная история. Зритель же хочет отдыхать, мы не должны его все время напрягать психологическими драмами вроде оперы «Моцарт и Сальери». Поэтому решили ставить комедию с музыкой, танцами, интересными диалогами. В ближайшее время покажем эту премьеру зрителям.
Также готовим для детей «Новогодние приключения Буратино», это пока условное название. Некий мюзикл, шоу, где будут все известные персонажи — Пьеро, Мальвина, Буратино и все-все-все. И театр Карабаса-Барабаса будет обязательно, на этом все закручено.
О гастролях и театральном фестивале в Ярославле
— Мы в сентябре приняли участие в Международном Волковском театральном фестивале в Ярославле, это очень значимое событие. Я не буду говорить – успех или не успех, не мне судить: на этом фестивале нет премий, нет жюри, там значимо само участие. На гастролях нас принимали просто потрясающе. Билеты в Костроме на нас достать было невозможно, в Ярославле тоже был полный аншлаг. В Ярославле мы показывали рок-оперу «Любить Нерона» — действительно, очень стильный спектакль, его ставила Елена Сафонова. Благодаря стильным афишам на спектакль молодежь потянулась, но и не только молодежь. В России прекрасный зритель и традиционно там театр любят. Куда ни приедешь, Иваново, Владимир – везде старинные театры. В Костроме театрам за 100 лет, в Ярославле театру 260 лет, это первый профессиональный театр в России. Конечно, там зритель очень любит театр и ничего удивительного в этом нет, но для нас это было необычно, потому что так активно, с таким ажиотажем ходят в Калининграде, пожалуй, только на звездные спектакли.
На фестивале мы встретились с такими серьезными театрами, как МХАТ, Театр Маяковского, Самарский оперный театр, московский театр «Школа современной пьесы» и др. И в составе этой команды мы впервые в жизни показывали спектакль в России. Вы представляете состояние наших ребят? Впервые поехать в Россию на гастроли — да еще и на такой значимый фестиваль попасть. Сегодня мы находимся в хорошей эйфории, в хорошем настроении — и рвемся в бой. Теперь нам не страшно поехать на другие театральные форумы, потому что мы прошли очень серьезный фестиваль и теперь уверены в себе. Руководство фестиваля прислало нам грамоту, благодарность за участие с намеком на то, что нас ждут на следующий фестиваль.