МИНИСТЕРСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Войти | Регистрация
Версия для слабовидящих

Сезон открыли в дороге

05 декабря 2017

17-й сезон коллектив Калининградского областного музыкального театра встретил на родине А.Н.Островского в Костроме, где в рамках традиционных обменных гастролей показал три спектакля, а одним из них — «Бесприданницей» — открыл XV юбилейный Всероссийский театральный фестиваль «Дни А.Н.Островского в Костроме».

Режиссер Елена Сафонова поставила музыкальную «Бесприданницу» в жанре музыкально-фольклорной драмы: мир цыганских песен и романсов создает особую интонационную и пластическую среду, внутри которой развивается драма Ларисы Огудаловой. По словам режиссёра, это единственная пьеса А.Н.Островского, в которой появляются цыгане, и в спектакле их особый мир воплощён в образах цыганских женщин. Они сопровождают купеческую жизнь, как некая неукротимая и вечная стихия, противоположная рационализму и расчету деловых людей. Цыганские мотивы, звучащие уже в фойе перед спектаклем, настраивают зрителей на особый, щемяще-возвышенный тон песнями об утраченной любви и неискоренимой тяге к свободе и вольному образу жизни кочевого племени. В спектакле Лариса оказывается «запертой» между двух начал – жесткого цинизма мира бизнеса и стихийного порыва безоглядных эмоций. Главная героиня в исполнении актрисы Елены Альфер не случайно тянется к вольным цыганкам — она так же своевольна и талантлива, так же следует зову сердца, как и они. Но в реалиях маленького купеческого городка ее красота и нежность — только объект для торга…

Музыкальные театры не часто входят в программу «Дней А.Н.Островского в Костроме», вот и в 2017 году основу афиши составили спектакли Рязанского драматического театра («Не все коту масленица»), столичного Центрального академического театра Российской Армии («Волки и овцы»), драматического театра из Кинешмы («Доходное место»), и, конечно, в нее вошла постановка от хозяев фестиваля — проверенный временем спектакль «Невольницы».

Надо сказать, изначально планировалось, что фестиваль состоится лишь в 2018 году — юбилейном для памяти великого русского драматурга (в следующем году исполняется 195 лет со дня его рождения), но, как сообщили организаторы фестиваля, поступило столько обращений от театральных коллективов из разных регионов, что было решено организовать конкурсные просмотры уже этой осенью. И честь открытия «Дней А.Н.Островского в Костроме-2017» была предоставлена калининградцам.

Их спектакль привлек внимание устроителей фестиваля оригинальностью постановки. В Костроме всегда с интересом встречают новые прочтения пьес Островского — ведь этим и ценится фестиваль. И действительно костромские зрители, ожидавшие услышать, к примеру, арии Паратова или Карандышева (такие версии пьес А.Н.Островского есть в российских музыкальных театрах, да и солисты Калининградского музыкального — сплошь выпускники музыкального отделения ГИТИСа), увидели необычный музыкальный спектакль. И, как отметили в костромских СМИ, в Калининградском музыкальном «Бесприданницу» поставили классически — от текста А.Н.Островского не отступая: «а вот герои — все моложе, чем их привыкли видеть в этой пьесе; купцы, одетые по моде XIX века, ведут себя, как современные предприниматели, а Карандышев в спектакле — умный и прагматичный человек, и Паратов с Ларисой, которую обычно изображают жертвой, здесь — два сапога пара. По характеру Лариса Огудалова — достаточно жесткий человек, потому их с Паратовым и тянет друг к другу».

Образ Карандышева в исполнении Станислава Ананьина необычен – в калининградском спектакле он предстает единственным мужчиной, который видит в Ларисе женщину и личность, а не объект вожделения. Только он способен на поступок ради любви, выходящий за рамки обычного человеческого здравомыслия… Эта роль Станислава Ананьина была отмечена специальным дипломом жюри Фестиваля.

Фестивальному показу «Бесприданницы» предшествовали выступления Калининградского областного музыкального театра на сцене Костромского драматического в рамках обменных гастролей, которые стали возможными благодаря финансовой поддержке Министерства культуры России.

До этого костромичи привезли четыре спектакля в Калининград. По словам главного режиссёра Костромского драматического театра С.Ю.Кузьмича, они показали калининградцам все грани именно традиционного русского театра. Учитывая анклавное расположение Калининграда, его географическую оторванность от большой театральной России, эти гастроли вызвали огромный зрительский интерес.

А интерес костромичей к спектаклям калининградцев был подготовлен предшествующими гастролями Музыкального театра. Два года назад калининградские артисты показывали на сцене Костромского государственного драматического театра им.А.Н.Островского спектакли «Осада» Е.Гришковца и рок-драму О.Болычевой «Любить Нерона» (участник XVI Международного Волковского фестиваля, г. Ярославль, сентябрь 2015). Спектакли оценили по достоинству — и за оригинальность постановки, и за талантливую артистическую молодежь. Прием публики был настолько искренне горячим, что о гастролях в Костроме калининградцы мечтали с тех самых пор. Для публики, выросшей на мощной классической традиции театра А.Н.Островского, спектакли Калининградского Музыкального — это своего рода эксперимент, привлекший внимание своей яркостью и неожиданностью.

В этом году гости удивляли костромских зрителей уже первым гастрольным спектаклем — легендарной рок-оперой А.Рыбникова «Хоакин», которая почти десятилетие живёт на калининградской сцене как абсолютно уникальное явление, знаковое для творческого почерка театра и творческого стиля его художественного руководителя, Заслуженного деятеля искусств России Валерия Лысенко. Именно его дружеские, партнерские отношения с Народным артистом России, композитором Алексеем Рыбниковым, с которым Валерий Лысенко не один год вместе работал и реализовывал различные творческие проекты, привели к идее постановки этой рок-оперы, редко идущей на сценах музыкальных театров страны, в Калининграде.

Противопоставление устремленной в жизнь мечты и смерти, трагические повороты сюжета — всё это создает неповторимый, поэтический, страстный, предельно наполненный эмоциями мир, где высокие порывы граничат с ударами ножей в сердце…

Бессменный исполнитель роли Хоакина в спектакле — Станислав Ананьин. Его талант отличается харизматичностью и многогранностью — незаурядные музыкальные данные, великолепная, вплоть до почти цирковых трюков, пластика, и мощь драматического накала в исполнении роли Хоакина Мурьеты оказывают сильнейшее и незабываемое впечатление на зрителей. Путь от влюбленного юноши, воодушевленного мечтами и готового на подвиги во имя своей любви, к мужчине-воину, испытавшему горечь невосполнимой утраты и одержимому мщением, проживается актером в полную силу и во всех регистрах — чувства, голоса, пластики. Яростный крик отчаяния Хоакина, потерявшего свою возлюбленную Росситу, почти у всего зрительного зала вызывает слезы, а финальные аплодисменты зрителей — всегда искренние и долгие.

Роль Росситы в рок-опере исполняет ведущая солистка театра Галина Кузнецова, в репертуаре которой — главные партии в операх, опереттах и мюзиклах. Обладательница прекрасного сопрано и эффектной сценической внешности, она наделена еще и ярким драматическим даром. Может быть, именно поэтому она создает в спектакле незабываемый, цельный, нежный образ Росситы — воплощенной мечты главного героя.

Рок-опера создавалась режиссером Анной Трифоновой как дипломный спектакль Калининградского отделения курса ГИТИСа, сценическое движение и бои ставил заведующий кафедрой сценической пластики ГИТИСа А.З.Закиров, хореографию — Оксана Холева. В сложнейшем хореографическом рисунке спектакля все исполнители действуют как единый организм во всём — в пластике, в вокале, в драматической подаче образов. Качество профессионального триединства (вокал, пластика, артистизм) в равной степени свойственно всем артистам Калининградского музыкального.

Благодаря этой синтетичности удается добиваться целостности спектаклей, особенно мюзиклов, где умение исполнителей владеть практически всеми ипостасями актерской профессии в музыкальном театре является определяющим как для качества постановки, так и для зрителей. Неудивительно, что с первых показов рок-опера «Хоакин» воспринимается публикой как целое, воздействующее на них мощным энергетическим полем: метафизика бессмертной любви создаётся на сцене скупыми и точными средствами режиссуры и сценографии и — иногда кажется — запредельной актерской самоотдачей. Такие спектакли особенно ценят зрители, и им суждена долгая жизнь. Работа над спектаклем не прекращается и сейчас — обновленную в феврале 2017 года версию «Хоакина» в постановке Валерия Лысенко теперь увидели и в Костроме.

Ещё один сценический эксперимент, привезённый на костромские подмостки — спектакль «Мужское танго» по пьесе Ольги Болычевой в постановке Елены Сафоновой. Новая экспериментальная постановка, жанр которой режиссер определила как «cтрасти по Вагнеру», в лучших постмодернистских традициях сочетает в себе, казалось бы, несоединимые элементы. В основе cюжета — кризисный период в жизни оперной дивы во всей его сложности, яркости и невероятном нервном напряжении. Калининградцы смогли удивить видавших виды театралов, представив свой, особый формат на стыке самых разных жанров — от оперы до комедии. Соединение высокого стиля оперных арий и разговорного сленга, поэтических стихотворных сцен и лексики «желтой прессы» кажется невозможным. Но именно это и доказывает, что «вагнеровский» масштаб музыкальных страстей мало совместим с обычной жизнью знаменитостей. Талант оперной дивы Екатерины Загорской — Елена Альфер — становится тяжелым бременем для неё же самой. И героиня, как вагнеровский Тангейзер, мечется между земным и небесным…

Для маленьких зрителей Калининградский Музыкальный театр привез в Кострому один из лучших своих мюзиклов — «Царевну Лягушку» Е.Шашина, Н.Кузьминых.

Неделя гастрольных спектаклей прошла на аншлагах, билеты были раскуплены заранее. Актёры Музыкального театра Елена Альфер, Станислав Ананьин, Антон Арнтгольц, Михаил Петров, Елена Князева, Антон Макеев играли ведущие роли в большинстве гастрольных спектаклей. Калининградский Музыкальный театр, один из самых молодых театров России, показал в Костроме самые разные грани и образы своего творческого стиля и репертуара.

Впечатления от горячего приема костромской публики, от оваций и цветов зрительного зала, от гостеприимства театра им. А.Н.Островского наверняка запомнятся калининградским артистам надолго. А благодаря таким проектам Калининградский Музыкальный театр еще успешней интегрируется в театральную жизнь России.

Евгения Чугреева (Калининград) «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ» Москва, сентябрь 2017