МИНИСТЕРСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Войти | Регистрация
Версия для слабовидящих

Каждый показ фестиваля «Дни Островского в Костроме» нёс в себе открытие

02 октября 2017

21912690_1680831508627794_1492818702_n.jpgВ Костроме с 26 по 30 сентября проходил XV театральный фестиваль «Дни Островского в Костроме». 

Каждый показ на сцене Костромского драматического театра нёс в себе какое-нибудь открытие – новые подходы к трактовке знакомых персонажей, остроумные режиссёрские решения, интересные работы художников. Даже те постановки, к которым есть определённые претензии, содержат стоящие внимания приёмы. 

Открыл фестиваль Калининградский музыкальный театр«Бесприданницей», постановкой по одной из самых известных и популярных у зрителей пьес Островского. Музтеатр впервые встретился с драматургией «отца русской драмы» – драматический репертуар молодого коллектива базируется на произведениях современных авторов, из классики – оперетты. 
Гастроли в Костроме года три назад привели к идее приехать ещё раз, но уже для участия в «Днях Островского». В роли постановщика выступила Елена Сафонова, главный художник и режиссёр-постановщик Костромской драмы. «Бесприданница» получилась своеобразная. С костромской постановкой Сергея Кузьмича их роднит только несколько неприкаянный цыганский женский табор в армейских ботинках, но не в белом и с шумообразующими дудками, а хор в пёстро-полосатых одеяниях. Хор чаще всего оказывался вставным, как «куплеты» Андрея Миронова в «Блондинке за углом», и не очень цыганским. Пели каноном, разбившись на голоса, красиво, достаточно академично и статично, как на отпевании. 

fest_kaliningrad.jpg

У всех исполнителей ролей замечательный актёрский потенциал, жюри особо отмечало сильный мужской ансамбль постановки. 
Лариса очаровательной Елены Альфер получилась игривой современной девчонкой, кукольно-милой, хотя не без печали в глазах и не без нерва. Однако её очарование достаточно типично для молодого возраста, оно не уникально и поэтому не очень ясно, почему именно эта девушка притягивает к себе внимание такого количества серьёзных мужчин. Ещё более непонятно, чем так примечателен Паратов (Антон Макеев), тем более что миллионер Кнуров (Антон Арнтгольц) находится в прекрасной физической форме и при необходимости может конкурировать со своими соперниками и без миллионов. Отличается от прочих Карандышев Станислава Ананьина. Самое главное – артист прочувствовал своего героя, наделил его теплотой и нежностью и, в то же время, мужественностью, несмотря на признание себя смешным человеком. Не случайно артист отмечен специальным дипломом жюри. Интересна неожиданная теплота отношений Ларисы и Карандышева.

«Дни Островского» продолжила комедия «Не всё коту масленица» Рязанского театра драмы
Визуальный аспект рязанского спектакля характеризует добротность, основательность (сценография – Кирилл Данилов). Крупная декорация на сцене – угол своеобразно построенного кирпичного дома в несколько этажей. Выразительны уличные часы на столбе, правда, не очень понятно – зачем они нужны вообще. Красивые, очень хорошо сшитые костюмы в историческом стиле – и приживалка в бархатной кацавейке, и дамы в корсетах (костюмы – Янина Кремер). Моторчиком спектакля является решённый в комическом ключе Ахов в исполнении Александра Зайцева. Самолюбие, гневливость, страхи, ирония переплетаются здесь причудливо и весьма живо, артист почти озорничает на сцене, посылает свою живую интонацию партнёрам, которые, к сожалению, не все могут её подхватить. Яркий, характерный образ пожилой кухарки Маланьи создал Юрий Борисов. Приём с переодеванием мужчины, да ещё исполинского роста, всегда срабатывает, публика такие фокусы любит. У Маланьи почти нет слов, роль маленькая, но артист выразительно работает глазами, мимикой, вызывая реакцию зала, при этом не перетягивая всё внимание на себя. Члены экспертного совета отмечали интересное решение образов матери и дочери Кругловых (Марина Мясникова и Анастасия Бурмистрова) – мать, вероятно, не из купеческой среды, а имеет дворянские корни, что предполагает другое воспитание Дарьи Федосеевны и объясняет её поведение, отказ от богатого жениха. 

fest_ryazan.jpg

Рязанцы взяли 5 наград конкурса. Постановщик спектакля Карен Нерсесян стал лауреатом за лучшую режиссуру, Марина Мясникова, исполнительница роли Дарьи Федосеевны – за лучшую женскую роль, Александр Зайцев за роль Ахова – лауреат в номинации за лучшую мужскую, за роль второго плана – Людмила Коршунова за ключницу Феону и Юрий Борисов – за эпизод.

«Экватором» фестиваля стала комедия «Невольницы» Костромского драматического театра им. А.Н. Островского. Вот случай, когда Островский оказывается нашим современником, а значит – вечным! Почти не изменённый текст звучит так, будто он написан сегодня, и ты с удивлением открываешь автора с этой стороны. 

fest_kostroma.jpg

Всё действо происходит на авансцене, которая ограничена бархатным задником глубокого вишнёвого цвета – он имитирует интерьер богатого дома. Картины, громадная морда медведя, в самом верху видна нижняя часть громадной картины Айвазовского – предполагается, что здесь высоченные потолки. Стойки-столы на металлических каркасах, трапы, лестницы, барные стулья создают иллюзию мебели и перемещения в пространстве. 
Режиссёр Сергей Кузьмич любит играть символами и эта постановка не исключение. Гениальным можно назвать момент, когда Стыров (Алексей Галушко) говорит Евлалии (Евгения Некрасова), что даёт ей свободу и малиновый задник поднимается, открывая второй план – кирпичную стену. Вот и гадай, что это за свобода такая страшная и как её обустраивать. Сценография постановки произвела должное впечатление на жюри и художник Елена Сафонова не первый раз стала лауреатом фестиваля. Костюмы художника Елены Беловой – вне времени. Здесь и стилизованные 20-е годы ХХ века в наряды дам, и какие-то народные мотивы в сложных костюмах слуг, но не русские, а центрально-европейские, альпийские. Выбор костюмов эпохи Серебряного века, вероятно, выбран как «мостик» между эпохой Островского и современностью. 
Всеволод Ерёмин создал очень точный образ любовника поневоле Мулина, который во избежание скандала не перечит одержимой романтикой жене хозяина, аккуратно ускользая от неё. Тонко, интеллигентно выстроенная роль отмечена специальным дипломом жюри фестиваля. Евлалия Евгении Некрасовой эволюционирует от грубоватой простушки, босоногой, играющей как ребёнок, к зрелому восприятию мира. В костромской постановке иллюзорный мир героини формируется под влиянием романа «Анна Каренина». Возможно, поэтому в постановке появляется игрушечный поезд. Утончённо-стервозная дама Софья — как всегда продуманная до мелочей Анастасия Краснова. Остроумный момент – во время встреч горе-любовники писали стишки мелом на столе, когда же Софье удаётся расставить все точки над «i», она забирает мелок…и съедает его. С одной стороны она так символически ставит точку в переписке, а с другой рождается озорная мысль – не иначе как героиня беременна. 
Настоящей звездой постановки можно назвать героиню Татьяны Никитиной – экономку Марфу, эдакую Коломбину. Мотивом всех интриг Марфы оказывается влюблённость в хозяина, которая показана очень аккуратно, тонко, всего лишь в одном моменте, но удачно делает постановку объёмной, жизненной. Татьяна Никитина и Игорь Гниденко (камердинер Мирон) награждены в номинации «Лучший актёрский дуэт». 

Кинешемский драматический театр им. Н.А. Островского представил комедию «Доходное место» в постановке московского режиссёра Владимира Бровкина.

fest_kineshma.jpg

Постановка получилась неровной. Первое отделение, неэмоциональное, сдержанное, получилось как очень большая прелюдия к гораздо более яркой второй части. Вероятно, артисты не очень понимают, что они играют вначале – карьера, взятки, богатство несколько из другой жизни, поэтому получилось формально. Но когда речь пошла о выяснении отношений, любви, страхе, зависти, стыде, ребята как ожили. Сцены, сыгранные на крохотном пятачке подиума, расположенного по центру просцениума, были наиболее нервными, артисты чувствовали и друг друга, и самих себя. Не исключено, что если бы существовал приз зрительских симпатий, то зрители за эти эпизоды, сыгранные артистами Вячеславом Митрониным (Жадов), Натальей Рыбаковой (Юлинька), Ольгой Савченко (Полина), Кристиной Теняковой (их мать), отдали бы его кинешемцам. Но вне этих искусственных рамок действие снова подмораживалось, теряясь на пространстве сцены. Постановка создана в «классическом» ключе, в исторических костюмах, но не очень понятны небольшие танцевальные моменты, которые время от времени возникали. 

Завершал фестиваль Центральный академический театр Российской Армии спектаклем «Волки и овцы» в постановке Бориса Морозова.

fest_army.jpg

Классическая костюмная комедия. Самый яркий характер создала Алина Покровская. Её Мурзовецкая женственная, характерная дама, и её тяга к авантюре, криминалу, очевидно, врождённая. Она крепко держит в руках своих «помощников», но любимый племянничек, непутёвый пьяница Аполлон (Сергей Федюшкин), своим комикованием выводит её как могут выводит малые дети: можешь злиться сколько хочешь, реагировать нет смысла. Она и пропускает его клоунские шуточки мимо, делая своё дело, следуя к своей цели не более прямо и верно, чем он. Милá, легкá и обаятельна рыженькая Купавина в исполнении Людмилы Татаровой-Джигурды. Она не утрированно-глупа, как иногда трактуют этот образ, скорее взбалмошна и наивна. Постановка получила специальный диплом жюри фестиваля «Дни Островского в Костроме» «За высокую культуру воплощения образов А.Н. Островского». Во время вручения диплома представители театра Российской Армии сообщили, что очень скоро вернутся в Кострому со своими спектаклями – в ноябре. 

Арт-обозреватель Ирина Пекарская 
фото со страничек театров в социальных сетях и с официальных сайтов театров

Источник: smi44.ru